Новеллы 44-ФЗ
14 февраля 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады
Подтип документа:
Доклады о контроле соблюдения законодательства о размещении заказов

С 1 июля 2018 года заказчикам была предоставлена возможность проводить все закупки в электронной форме. С начала 2019 года это стало их прямой обязанностью. Все аукционы, конкурсы, запросы котировок и запросы предложений должны реализовываться с использованием функционала электронных торговых площадок. В обновленной версии 44-ФЗ подробно расписан порядок проведения каждой процедуры.

 

Законодатель предусмотрел несколько ситуаций, когда бумажный вариант проведения закупки не будет считаться нарушением:

  1. Приобретение товаров организацией, осуществляющей свою деятельность на территории иностранного государства. (Норма установлена статьей 75 44-ФЗ)
  2. Закупка с целью оказания медицинской помощи в случае возникновения экстренной ситуации. (Норма установлена статьей 76 44-ФЗ)
  3. Покупка товаров для оказания гуманитарной помощи или ликвидации последствий ЧС техногенного или природного характера. (Норма установлена статьями 80 и 82 44-ФЗ)
  4. Осуществление закрытой закупки. (Норма установлена статьей 84 44-ФЗ)
  5. Приобретение товаров и услуг у единственного поставщика. (Норма установлена статьей 93 44-ФЗ)

 

Изменение правил предоставления преференций при закупке лекарств

С 1.01.2019 года начинают действовать нормы постановления Правительства № 572 от 12.05.2018 г. Они вносят ряд изменений в порядок предоставления преференций участникам при закупке лекарственных препаратов.

Скорректированы правила применения условий допуска к участию в закупке лекарственных препаратов, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Если на участие в процедуре подано минимум 2 заявки, содержащие предложение о поставке товаров, произведенных на территории ЕАЭС, то все остальные заявки с продукцией иностранного производства заказчик должен отклонить.

Если среди допущенных к участию в закупке заявок окажется хотя бы одна, содержащая предложение о поставке товара, все стадии изготовления которого осуществлялись на территории стран ЕАЭС, то в отношении таких лекарственных средств будут предоставляться преференции.

В своей заявке участник должен продекларировать страну происхождения товара. Подтвердить эту информацию можно документом о производстве препарата, выданным Минпромторгом России.

 

Правила отчетности по СМП

Изменения коснулись и порядка определения объема закупок, проводимых среди субъектов малого предпринимательства. С 1 января 2019 года в отчет можно будет включать закупки, проведенные у единственного поставщика из числа СМП. Такое действие разрешено только в случае, если закупка проводилась повторно после признания конкурентной процедуры несостоявшейся. Согласно части 4 статьи 30 44-ФЗ заказчик имеет право отменить ограничение по участию в закупке фирм, не относящихся к СМП, только в том случае, если процедура проводится повторно, а первая была признана несостоявшейся.

Благодаря такому нововведению заказчикам будет проще достигнуть необходимого количества контрактов, заключенных с СМП. Напомним, что с СМП должно быть оформлено не менее 15% всех договоров.

 

Обновлен список случаев, когда проводится запрос предложений

В части 3 статьи 83 44-ФЗ приводится перечень ситуаций, при которых заказчикам разрешено проводить запрос предложений. Согласно поправкам, начинающим действовать с 1 января 2019 года, в этот список добавлено осуществление закупки жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без опеки родителей. Такие закупки проводятся у физических лиц, являющихся собственниками жилых помещений.

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 № 1752 «О порядке регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и ведения единого реестра участников закупок и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 № 656».

Вступило в силу: 31.12.2018.

В соответствии с ч.ч. 1 и 11 ст. 24.2 Закона № 44-ФЗ, вступившей в силу с 1 января 2019 г., утверждены правила регистрации участников закупок в ЕИС и ведения единого реестра участников закупок (далее – Правила). Правилами установлены:

- порядок и сроки регистрации участников закупок в ЕИС, осуществляемой в электронной форме;

- перечень информации и документов, на основании которых осуществляется регистрация участников;

- порядок ведения единого реестра участников закупок (далее – ЕРУЗ), внесения в него изменений;

- перечень информации и документов, включаемых в ЕРУЗ, а также сроки их размещения в ЕРУЗ.

Правилами предусмотрено, что регистрация участников обеспечивается Федеральным казначейством путем информационного взаимодействия ЕИС с федеральной государственной единой информационной системой идентификации и аутентификации, а также с электронными площадками.

Если участник уже аккредитован на всех федеральных площадках, то зарегистрироваться в ЕИС ему надо будет в течение 2019 года.

 

Приказ Минстроя России от 5 июня 2018 года № 336/пр «Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ»

Вступает в силу: 01.01.2019.

В соответствии с ч. 7 ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ утверждена методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных работ по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства (далее – методика).

Вводятся единые правила составления заказчиками графика выполнения строительно-монтажных работ, графика оплаты выполненных работ по госконтракту.

Указывается, в частности, что график выполнения строительно-монтажных работ должен содержать информацию о сроке начала и окончания строительства, реконструкции объекта капитального строительства, о сроках завершения отдельных этапов работ (промежуточные сроки).

График оплаты работ должен содержать информацию о сроках и размере оплаты выполненных строительно-монтажных работ. Проекты указанных графиков составляются заказчиком одновременно с проектом контракта и размещаются в единой информационной системе в сфере закупок.

В методике составления указанных графиков также приводятся детальные рекомендации по содержанию их отдельных граф.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 года № 512-ФЗ «О внесении изменений в статьи 41 и 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Вступает в силу: 07.01.2019.

Предусмотрена ответственность эксперта, экспертной организацией за предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, а также за невыполнение экспертом, экспертной организацией требования об уведомлении в письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы (в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы.

 

Федеральный закон от 27 декабря 2018 года № 510-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Вступает в силу: 07.01.2019.

Кодекс дополнен новой статьей 7.32.6, предусматривающей административную ответственность для экспертов, экспертных организаций, уполномоченных представителей экспертной организации за дачу заведомо ложного экспертного заключения в сфере закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Так, установлено, что дача экспертом, экспертной организацией, уполномоченным представителем экспертной организации заведомо ложного экспертного заключения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, повлечет административную ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до одного года; на юридических лиц - от 100 тысяч до 150 тысяч рублей.

Устанавливается также, что физические лица, осуществляющие деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, давшие заведомо ложное заключение, несут ответственность как должностные лица.

 

Федеральный закон от 27 декабря 2018 года № 518-ФЗ «О внесении изменения в статью 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Вступает в силу: 28.03.2019.

Пункт 2 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ изложен в новой редакции:

- осуществление закупки для государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации. В таких правовых актах указываются предмет контракта, предельный срок, на который заключается контракт, обязанность единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнить свои обязательства по контракту лично или возможность привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей и требование к объему исполнения единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту лично, а также может быть определена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта. Порядок подготовки проектов таких правовых актов и поручений и перечень документов, предлагаемых при подготовке указанных проектов, включая обоснование цены контракта, предусмотренное ст. 22 настоящего Федерального закона, определяются правовым актом Президента Российской Федерации.

 

Постановление Правительства РФ от 21.12.2018 № 1618 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

Вступает в силу: 01.04.2019.

Внесено изменение в постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг», которым установлены особенности осуществления госзакупок, предметом которых является заключение энергосервисного контракта.

Указывается, в частности, что информация о закупке, предусматривающей заключение энергосервисного контракта, включается в план закупок отдельно от закупок товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), а также от закупок электрической энергии, мазута, угля и закупок топлива, используемого в целях выработки энергии.

Кроме того, внесено изменение в правила осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. « 1367 "О порядке осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Определено, что проверка, в отношении информации, включенной в план закупок и предусматривающей заключение энергосервисного контракта в соответствии со статьей 108 Закона № 44-ФЗ органами контроля не проводится.

 

Федеральный закон от 27 декабря 2018 года № 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Вступает в силу: 01.07.2019 (за исключением отдельных положений).

С 27.12.2018 года вступают в силу следующие изменения:

Внесены изменения в часть 2 статьи 37, часть 3 статьи 83.2 в соответствии с которыми при применении антидемпинговых мер в случае предоставления информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, контракт заключается после одновременного предоставления информация, подтверждающей добросовестность участника закупки на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона № 44-ФЗ и предоставления обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.

Часть 1 статьи 93 дополнена пунктом, предусматривающим осуществление закупки у единственного поставщика при заключении контракта по изготовлению бланков документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, личность иностранного гражданина или лица без гражданства, бланков регистрации актов гражданского состояния, а также бланков документов для въезда и выезда из РФ.

Внесены изменения в пункт 1 части 4 статьи 94, отменяющие необходимость проведения «внешней экспертизы» по несостоявшимся процедурам в электронной форме.

Статья 112 дополнена частью 54, предусматривающей до 01.10.2019 возможность в рамках исполнения контракта изменение цены контракта по соглашению сторон в пределах увеличения ставки НДС в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 01.01.2019, если увеличенный размер ставки НДС не предусмотрен условиями контракта.

Кроме того, внесены следующие изменения, вступающие в силу с 01.07.2019:

Определено, что понятие «банковской гарантии» используется в значении, указанном в гражданском кодексе РФ.

Статья 34 дополнена частью 30, предусматривающей обязательность включения в контракт условия о предоставлении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) нового обеспечения исполнения контракта, в случае отзыва у банка, предоставившую банковскую гарантию, лицензии на осуществление банковских операций. Размер такого обеспечения может быть уменьшен пропорционально исполненным обязательствам.

Статьи 45 и 96 дополнены положениями, в соответствии с которыми:

Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта (при замене ранее предоставленного обеспечения), предоставленного в виде банковской гарантии, осуществляется заказчиком путем отказа от части своих прав по этой гарантии.

Также установлено, что уменьшение размера обеспечения исполнения контракта осуществляется при условии отсутствия неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек, а также приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги в объеме выплаченного аванса (если контрактом предусмотрено авансирование).

 

Обеспечение заявки в форме банковской гарантии

Изменения в 44-ФЗ с 2019 года очередной раз коснулись обеспечения заявки: с 1 июля 2019 года банковскую гарантию для обеспечения участия можно использовать в таких видах закупок как электронный аукцион, открытый конкурс в электронной форме, двухэтапный конкурс в электронной форме и в конкурсе с ограниченным участием.

Участник сам будет выбирать – внести ему денежные средства или предоставить банковскую гарантию. Оформить гарантию на обеспечение заявки так же, как и раньше надо будет в банках, перечень которых установил Минфин.

Рассмотрение заявки на БГ будет занимать в банке некоторое время: от нескольких дней до недели. Поэтому необходимо учесть этот момент и определить какой вариант для участника будет наилучшим.

 

Создание государственной информационной системы (ГИС)

С 1 октября 2019 года должна начать функционирование ГИС, которая будет обеспечивать мониторинг и фиксацию действий, а также бездействий участников в ЕИС и на ЭТП. А именно:

  1. Отслеживать и хранить информацию о работоспособности ЕИС и ЭТП.
  2. Фиксацию действий и бездействий участников на ЭТП и в ЕИС.
  3. Хранение информации о действиях/бездействиях участников закупок, а также о сформированных документах.

Правительством РФ устанавливается федеральный орган, отвечающий за ГИС, порядок ведения данной системы и устанавливаются технические требования к ее функционированию и взаимодействию с ЕИС.

 

 

 

Наверх