В письме № РП/27902/17 от 25 апреля 2017 года Федеральной Антимонопольной службы говорится, что для закупок у единственного поставщика (п.4 ч.1 ст.93 44-ФЗ) установлены ограничения: по сумме контракта; по годовому объему таких закупок. Иных ограничений, в том числе, по количеству контрактов и одноименности закупаемых товаров, работ или услуг, Закон № 44-ФЗ не предусматривает. Однако в настоящее время существует практика, согласно которой заказчиков, заключающих контракты по пункту 4 (пункту 5 при наличии оснований) части 1 статьи 93 44-ФЗ при закупки одних и тех же товаров у одного поставщика рискуют оказаться нарушителями пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции. Пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов. Один из примеров - http://penza.fas.gov.ru/news/14188Данный вопрос вызван тем, что если в крупных населенных пунктах провести конкурентную процедуру особого труда не составляет, то в населенных пунктах с малоразвитой инфраструктурой и большой удаленностью от города, провести, к примеру, аукцион на товары, услуги на 150-200 тысяч рублей - это реальная проблема. Ведь, если есть предприниматель, который готов поставить товар или выполнить работу, то он уж точно не готов получать электронную подпись, вносить обеспечение. Проведение запроса котировок в данных населенных пунктах проблематично, так как в реальной величине десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика это порой 200 000-300 000 рублей, то есть если можно провести до всего 2-3 подобные закупки и то проведение запроса котировок в данной ситуации проблематично - не каждый предприниматель согласится подавать заявку и ждать.Таким образом, вопрос звучит так: как согласуется приведенный пример из практики с письмом ФАС России № РП/27902/17 от «25» апреля 2017 года и можно ли всё-таки заказчикам дробить закупки?

28 сентября 2017, 17:50

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» устанавливает исчерпывающий перечень, в каких случаях Заказчик может закупать товары, работы, услуги у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа (п. 4 ч.1 ст. 93 Закона 44-ФЗ).

В Вашем вопросе имеется ссылка на письмо ФАС России № РП/27902/17 от 25.04.2017, в котором дан ответ о заключения контрактов на основе п. 4 ч.1 ст. 93 Закона 44-ФЗ. Однако, в письме ФАС России от 25.04.2017 № РП/27902/17 не говорится о дроблении закупок заказчиками.

В соответствии с положениями пункта 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ, контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

В тоже время, заключенные сделки должны не только формально соответствовать законодательству, но и не вступать в противоречие с общим запретом недобросовестного осуществления прав субъекта гражданско-правовых отношений. Деятельность и поведение участника отношений, имеющих своих результатом удовлетворение за счет бюджетных средств государственных и муниципальных потребностей не должна иметь заведомо противные основам правопорядка цели, а именно - уклонение от исполнения соответствующей обязанности по проведению торгов.

Согласно части 13 статьи 22 Закона № 44-ФЗ идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.

Закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры.

В соответствии с требованиями статьи 15 Закона о защите конкуренции устанавливается запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, контракты (договоры) не должны образовывать одну, искусственно раздробленную и оформленную несколькими Договорами сделку, дробление единой закупки на группу идентичных, сумма по каждой из которых не превышает предусмотренного законом ограничения, может свидетельствовать о намерении сторон уйти от соблюдения конкурентных процедур.

Наверх