Попрошу ответить на мой вопрос на заседании публичных слушаний. Очень волнует тема распространения рекламы, не отвечающей нормам морали, будь то полураздетые женщины в рекламе ночных клубов, размещенной вне таких заведений, или же образ солдата, защитника Отечества, используемый в рекламе отсрочки от армии. Считаю это совершенно недопустимым! Подскажите, какие принимаются меры по пресечению размещения такой рекламы? И вообще существуют ли какие-то меры наказания при распространении оскорбительной и вульгарной рекламы?

28 сентября 2017, 18:01

Понятия «вульгарной» или «оскорбительной» рекламы Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) не определены.

Вместе с тем, согласно ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Согласно Письму ФАС России от 29.04.2013 № АД/17355/13 «О порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную.

Таким образом, отнесение используемых в рекламе изображений, слов и иных образов к оскорбительным и непристойным носит субъективно-оценочный характер.

На заседаниях Экспертных советов при территориальных органах ФАС России может быть дана оценка этичности рекламы с учетом восприятия информации, которое характерно именно для жителей конкретного субъекта Российской Федерации.

Для оценки содержания, в частности, указанного вида рекламы при Томском УФАС России в 2006 году создан Экспертный совет по рекламе.

Основными задачами Экспертного совета являются:

– экспертиза и оценка содержания рекламы, представленной на рассмотрение Экспертного совета;

– оценка воздействия рекламы на потребителей рекламной информации

– экспертиза соответствия действительности сведений, сообщаемых в рекламе;

– разработка рекомендаций по совершенствованию государственного надзора за соблюдением рекламного законодательства;

– взаимодействие с органами саморегулирования рекламы, ассоциациями и общественными объединениями профессиональных участников рекламного рынка;

– подготовка методических, аналитических и информационных материалов для субъектов рекламной деятельности;

– подготовка материалов для публикации в средствах массовой информации по актуальным вопросам регулирования и государственного контроля рекламной деятельности;

– подготовка предложений по совершенствованию законодательства о рекламе.

Согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований ч. 6 ст. 5 несет рекламодатель. Лицо, нарушившее указанные требования, подлежит привлечению к ответственности по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предполагающей в качестве меры наказания наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Для оценки содержания рекламы, носящей субъективный характер, Томским УФАС России в 2006 году создан Экспертный Совет по рекламе, на заседаниях которого регулярно рассматривается реклама с признаками нарушения ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.

За период с 2014 по 2017 гг. Томским УФАС России проведено 14 заседаний Экспертного Совета, 30 рекламных материалов рассмотрено на предмет содержания оскорбительных и непристойных образов. Только за 2017 год на 4 заседаниях Совета рассмотрено 12 рекламных материалов с признаками нарушения ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.

Наверх