о необходимости согласования с антимонопольным органом государственной или муниципальной преференции при  вхождении субъекта РФ в состав учредителей некоммерческой организации

19 февраля 2019, 18:34

ФАС России рассмотрено обращение Томского УФАС России по вопросу необходимости согласования с антимонопольным органом государственной или муниципальной преференции при вхождении субъекта Российской Федерации в состав учредителей некоммерческой организации, поступившему в рамках публичных обсуждений. В соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон о некоммерческих организациях) если иное не предусмотрено федеральным законом и уставом юридического лица, физические и (или) юридические лица вправе войти в состав учредителей (участников) некоммерческой корпорации, в состав учредителей фонда и автономной некоммерческой организации с согласия других учредителей и (или) участников. В соответствии с положениями статьи 2 Закона о некоммерческих организациях некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) государственные или муниципальные преференции (далее - преференция) - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий. Согласно части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях, предусмотренных указанным законом.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации. Закон о защите конкуренции относит к хозяйствующим субъектам некоммерческую организацию, осуществляющую деятельность, приносящую ей доход. При этом некоммерческая организация, осуществляющая приносящую доход деятельность, признается хозяйствующим субъектом независимо от того, на какие цели направляются полученные денежные средства.Исходя из вышеизложенного следует, что, если некоммерческая организация не является хозяйствующим субъектом по смыслу Закона о защите конкуренции, то предоставление некоммерческой организации преимущества, которое обеспечивает ей более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий, не будет являться государственной или муниципальной преференцией.

 Таким образом, само вхождение субъекта Российской Федерации в состав учредителей некоммерческой организации не является нарушением антимонопольного законодательства. Вместе с тем, статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В связи с этим оценке соответствия антимонопольному законодательству подлежат дальнейшие действия органов власти субъекта Российской Федерации при реализации указанного права на создание и финансирование некоммерческой организации.

 

Наверх