Нарушение субъектами естественных монополий правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения)
21 декабря 2022, 08:56
Тип документа:
Доклады

Нарушение субъектами естественных монополий правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения)

 

Одним из ключевых показателей здорового инвестиционного климата любого региона нашей страны является доступность энергетической инфраструктуры.

В связи с этим приоритетным направлением деятельности Томского УФАС России является контроль в сфере электроэнергетики.

Антимонопольный контроль охватывает следующие сферы электроэнергетики:

  • производство электрической энергии;
  • передача электрической энергии;
  • технологическое присоединение к электрическим сетям;
  • поставка электрической энергии потребителям.

Количественный анализ жалоб, поступающих в Томское УФАС России, показывает, что лидирующее количество нарушений фиксируется на рынке технологического присоединения к электрическим сетям.

Порядок технологического присоединения регламентирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).

Наиболее распространенными нарушениями электросетевыми компаниями Правил технологического присоединения, с которыми сталкивается Управление в своей повседневной работе, являются:

  • нарушение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению;
  • необоснованный отказ от заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям;
  • нарушение порядка переоформления (восстановления) документов, подтверждающих технологическое присоединение к электрическим сетям.

Основной негативный эффект нарушения электросетевыми компаниями Правил технологического присоединения заключается в несвоевременном получении потребителями электроэнергии, что приводит к таким последствиям, как:

  • необоснованный экономический ущерб, вызванный простоем оборудования, либо использованием альтернативных источников питания;
  • невыполнение заключенных договоров и государственных контрактов приводит к дополнительным экономическим потерям, снижению деловой репутации и риску внесения в реестр недобросовестных поставщиков;
  • отсутствие возможности граждан и застройщиков ввести в эксплуатацию
    дома.

Ответственность за нарушение Правил технологического присоединения к электрическим сетям предусмотрена статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП нарушение субъектом естественной монополии Правил технологического присоединения влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 10 тыс. рублей до 40 тыс. рублей;
  • на юридических лиц – от 100 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП, за повторное совершение данного административного правонарушения предусмотрен штраф:

  • на должностных лиц в размере от 40 тыс. рублей до 50 тыс. рублей либо дисквалификация на срок до трех лет;
  • на юридических лиц – от 600 тыс. рублей до 1 млн рублей.

Статистические данные о проделанной Томское УФАС России работе по контролю за соблюдением Правил технологического присоединения за прошедший период 2022 года:

  • поступило 98 обращения юридических лиц и граждан о нарушении электросетевыми компаниями и собственника объектов электросетевого хозяйства Правил технологического присоединения;
  • возбуждено 37 дел об административных правонарушениях;
  • вынесено 25 постановлений, из них 20 постановлений о наложении штрафов на общую сумму 6 300 000 рублей (оплачено постановлений на общую сумму 5 100 000 рублей);
  • выдано 6 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которые все исполнены в установленный срок.

 

Всего административных дел: (квалификация 9.21)

37

 п. 16 (нарушение сроков технологического присоединения)

Административные дела – (оконченные) 18: № 070/04/9.21-518/2022, № 070/04/9.21-582/2022, № 070/04/9.21-67/2022,
№ 070/04/9.21-93/2022, № 070/04/9.21-104/2022, № 070/04/9.21-78/2022, № 070/04/9.21-506/2022, № 070/04/9.21-223/2022,
№ 070/04/9.21-632/2022, № 070/04/9.21-676/2022, № 070/04/9.21-682/2022, № 070/04/9.21-600/2022, № 070/04/9.21-667/2022,
№ 070/04/9.21-591/2022, № 070/04/9.21-645/2022, № 070/04/9.21-648/2022, № 070/04/9.21-621/2022, № 070/04/9.21-587/2022,

Текущие дела – 4 №070/04/9.21-561/2022, № 070/04/9.21-946/2022, №070/04/9.21-535/2022, № 070/04/9.21-958/2022

п. 15

Административное дело – (текущее) 2 № 070/04/9.21-516/2022, №070/04/9.21-938/2022

Оконченное – 1 № 070/04/9.21-38/2022

п. 6 (переток электроэнергии)

Административные дела – (оконченные) 2 № 070/04/9.21-542/2022, № 070/04/9.21-601/2022, Текущие дела -
5 № 070/04/9.21-515/2022, № 070/04/9.21-928/2022, № 070/04/9.21-928/2022, № 070/04/9.21-887/2022, 070/04/9.21-910/2022

Пункт 21 (обработка заявки)

Административное дело – (текущее) 1 № 070/04/9.21-938/2022

Прекращено

7 № 070/04/9.21-778/2022 (недопустимость двойной вины), №070/04/9.21589/2022 (истечение срока давности привлечения к ответственности), № 070/04/9.21-702/2022 (истечение срока давности к ответственности), № 070/04/9.21—643/2022 (отсутствие события), № 070/04/9.21-699/2022 (отсутствие события), № 070/04.9.21-238/2022 (отсутствие события),
№ 070/04/9.21-519/2022 (отсутствие состава)   

 

При рассмотрении заявлений и административных дел о нарушении Правил технологического присоединения по-прежнему встречаются следующие проблемы:

В заявлении отражены не все сведения, необходимые для возбуждения дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, например о расположении энергопринимающего устройства заявителя, на присоединение которого подана заявка на заключение договора об осуществлении технологического присоединения, реквизиты договора, сведения о лице в отношении которого подано заявление.

Кроме того, физические лица несвоевременно направляют в адрес сетевой организации уведомление о готовности со совей стороны осуществить мероприятия по технологическому присоединению, что также приводит к затягиванию сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению.

Чаще всего заявления подаются в отношении сетевых организаций в связи с нарушением 6-ти месячного срока осуществления технологического присоединения.

При этом, неосуществление, например, мероприятий технологического присоединения в 6-ти месячный срок, установленный пунктом 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, не является длящимся административным правонарушением. Срок давности такого правонарушения должен исчисляться с момента истечения срока, установленного для осуществления мероприятий по технологическому присоединению.

Данная позиция изложена также в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ». В данном документе разъяснено, что невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная обязанность не была выполнена к определённому сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Соответственно привлечение к административной ответственности допустимо в течение года после истечения установленного договором срока осуществления технологического присоединения.

Между тем, в Управление в течение года поступали заявления в отношении сетевых организаций в связи с нарушением 6-ти месячного срока осуществления технологического присоединения, однако производство по делу об административном правонарушении не могло быть возбуждено в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Чаще всего при рассмотрении дел об административных правонарушениях, возбужденных по ст. 9.21 КоАП РФ, в качестве существенного обстоятельства, влияющего на длительность и задержку в исполнении сетевой организацией своих обязательств по договору технологического присоединения, является длительность сроков проектирования и согласования проектных решений, определения подрядчика для выполнения работ по разработке (сроки торгово-закупочных процедур) проектов планировки и межевания территорий, получением заключений исполнительных органов власти.

Указанные обстоятельства происходят из-за несвоевременных действий сетевых компаний по организации процедур, предусмотренных правилами технологического присоединения. Однако данные обстоятельства не исключают наличие состава административного правонарушения.

 

ВОПРОСЫ

1) 01.07.2022 года вступили в силу Федеральный закон от 16.02.2022 № 12-ФЗ и постановление Правительства РФ от 30.06.2022 № 1178, положения которых знаменует постепенную отмену так называемого льготного технологического присоединения к электрическим сетям.

Так 1 июля стоимость технического присоединения жилых домов, гаражей, садовых домиков и иных объектов к электросетям резко вырастет. Потребители с энергопринимающими устройствами мощностью до 150 кВт начнут компенсировать 50% затрат сетевых компаний на присоединение к электричеству, а с 1 января 2023 года – все 100%.

01.07.2022 выросла также стоимость присоединения от 3 до 10 тысяч рублей за 1 кВт. До 1 июля плата за ТП с максимальной мощностью потребления до 15 кВт (такая мощность требуется для энергообеспечения дома до 150 кв. м) была установлена в размере 550 рублей. Для объектов с мощностью до 150 кВт в стоимость присоединения не включались затраты сетевых компаний на сооружение электросетевой инфраструктуры (в среднем плата составляла 30-40 тысяч рублей). Таким образом, стоимость присоединения нового дома (15 кВт) может вырасти до 150 тысяч рублей, а фермерского хозяйства (150 кВт) – до 1,5 млн. руб. плюс плата за подведение сетевой инфраструктуры к дому.

При этом для льготной категории граждан (в том числе инвалиды I-III группы, многодетные семьи, участники и ветераны боевых действий, полный список граждан указанной категории смотри в п. 10 Постановления Правительства РФ от 30.06.2022 № 1178) стоимость техприсоединения составит 1000 руб. за 1 кВт., при условии что указанный потребитель в предшествующих три года не присоединялся в льготном порядке.

2) Сроки рассмотрения заявки на технологическое присоединение к электросетям урегулированы п. 15 Правил № 861. Рассмотрение заявки осуществляется в 20-дневный срок с момента поступления заявки, при этом срок исчисляется рабочими днями.

В случае же индивидуального проекта подключения, установлен отдельный срок, предусмотренный п. 30.4 Правил № 861. Так, плата за подключение по индивидуальному проекту подлежит установлению по решению уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту. Не позднее 3 рабочих дней с момента вступления в силу указанного решения, сетевая организация обязана направить заявителю комплект документов по заявке.

6-месячный срок, о котором упомянули в вопросе, относится к сроку осуществления мероприятий по непосредственно технологическому присоединению. Сроки, установленные законодателем, учитывают размер мощности, а также выполнение необходимых мероприятий по получению разрешений, подготовки документации, строительства в целях осуществления присоединения. Данные положения фактически устанавливают разумный срок исполнения обязательств как со стороны заявителя, так и со стороны сетевой организации.

 

 

Наверх