Нарушение субъектами естественных монополий правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения)
Одним из ключевых показателей здорового инвестиционного климата любого региона нашей страны является доступность энергетической инфраструктуры.
В связи с этим приоритетным направлением деятельности Томского УФАС России является контроль в сфере электроэнергетики.
Антимонопольный контроль охватывает следующие сферы электроэнергетики:
- производство электрической энергии;
- передача электрической энергии;
- технологическое присоединение к электрическим сетям;
- поставка электрической энергии потребителям.
Количественный анализ жалоб, поступающих в Томское УФАС России, показывает, что лидирующее количество нарушений фиксируется на рынке технологического присоединения к электрическим сетям.
Порядок технологического присоединения регламентирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).
Наиболее распространенными нарушениями электросетевыми компаниями Правил технологического присоединения, с которыми сталкивается Управление в своей повседневной работе, являются:
- нарушение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению;
- необоснованный отказ от заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям;
- нарушение порядка переоформления (восстановления) документов, подтверждающих технологическое присоединение к электрическим сетям.
Основной негативный эффект нарушения электросетевыми компаниями Правил технологического присоединения заключается в несвоевременном получении потребителями электроэнергии, что приводит к таким последствиям, как:
- необоснованный экономический ущерб, вызванный простоем оборудования, либо использованием альтернативных источников питания;
- невыполнение заключенных договоров и государственных контрактов приводит к дополнительным экономическим потерям, снижению деловой репутации и риску внесения в реестр недобросовестных поставщиков;
- отсутствие возможности граждан и застройщиков ввести в эксплуатацию
дома.
Ответственность за нарушение Правил технологического присоединения к электрическим сетям предусмотрена статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП нарушение субъектом естественной монополии Правил технологического присоединения влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 10 тыс. рублей до 40 тыс. рублей;
- на юридических лиц – от 100 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП, за повторное совершение данного административного правонарушения предусмотрен штраф:
- на должностных лиц в размере от 40 тыс. рублей до 50 тыс. рублей либо дисквалификация на срок до трех лет;
- на юридических лиц – от 600 тыс. рублей до 1 млн рублей.
Статистические данные о проделанной Томское УФАС России работе по контролю за соблюдением Правил технологического присоединения за прошедший период 2022 года:
- поступило 98 обращения юридических лиц и граждан о нарушении электросетевыми компаниями и собственника объектов электросетевого хозяйства Правил технологического присоединения;
- возбуждено 37 дел об административных правонарушениях;
- вынесено 25 постановлений, из них 20 постановлений о наложении штрафов на общую сумму 6 300 000 рублей (оплачено постановлений на общую сумму 5 100 000 рублей);
- выдано 6 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которые все исполнены в установленный срок.
Всего административных дел: (квалификация 9.21) |
37 |
п. 16 (нарушение сроков технологического присоединения) |
Административные дела – (оконченные) 18: № 070/04/9.21-518/2022, № 070/04/9.21-582/2022, № 070/04/9.21-67/2022, Текущие дела – 4 №070/04/9.21-561/2022, № 070/04/9.21-946/2022, №070/04/9.21-535/2022, № 070/04/9.21-958/2022 |
п. 15 |
Административное дело – (текущее) 2 № 070/04/9.21-516/2022, №070/04/9.21-938/2022 Оконченное – 1 № 070/04/9.21-38/2022 |
п. 6 (переток электроэнергии) |
Административные дела – (оконченные) 2 № 070/04/9.21-542/2022, № 070/04/9.21-601/2022, Текущие дела - |
Пункт 21 (обработка заявки) |
Административное дело – (текущее) 1 № 070/04/9.21-938/2022 |
Прекращено |
7 № 070/04/9.21-778/2022 (недопустимость двойной вины), №070/04/9.21589/2022 (истечение срока давности привлечения к ответственности), № 070/04/9.21-702/2022 (истечение срока давности к ответственности), № 070/04/9.21—643/2022 (отсутствие события), № 070/04/9.21-699/2022 (отсутствие события), № 070/04.9.21-238/2022 (отсутствие события), |
При рассмотрении заявлений и административных дел о нарушении Правил технологического присоединения по-прежнему встречаются следующие проблемы:
В заявлении отражены не все сведения, необходимые для возбуждения дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, например о расположении энергопринимающего устройства заявителя, на присоединение которого подана заявка на заключение договора об осуществлении технологического присоединения, реквизиты договора, сведения о лице в отношении которого подано заявление.
Кроме того, физические лица несвоевременно направляют в адрес сетевой организации уведомление о готовности со совей стороны осуществить мероприятия по технологическому присоединению, что также приводит к затягиванию сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
Чаще всего заявления подаются в отношении сетевых организаций в связи с нарушением 6-ти месячного срока осуществления технологического присоединения.
При этом, неосуществление, например, мероприятий технологического присоединения в 6-ти месячный срок, установленный пунктом 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, не является длящимся административным правонарушением. Срок давности такого правонарушения должен исчисляться с момента истечения срока, установленного для осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
Данная позиция изложена также в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ». В данном документе разъяснено, что невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная обязанность не была выполнена к определённому сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Соответственно привлечение к административной ответственности допустимо в течение года после истечения установленного договором срока осуществления технологического присоединения.
Между тем, в Управление в течение года поступали заявления в отношении сетевых организаций в связи с нарушением 6-ти месячного срока осуществления технологического присоединения, однако производство по делу об административном правонарушении не могло быть возбуждено в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Чаще всего при рассмотрении дел об административных правонарушениях, возбужденных по ст. 9.21 КоАП РФ, в качестве существенного обстоятельства, влияющего на длительность и задержку в исполнении сетевой организацией своих обязательств по договору технологического присоединения, является длительность сроков проектирования и согласования проектных решений, определения подрядчика для выполнения работ по разработке (сроки торгово-закупочных процедур) проектов планировки и межевания территорий, получением заключений исполнительных органов власти.
Указанные обстоятельства происходят из-за несвоевременных действий сетевых компаний по организации процедур, предусмотренных правилами технологического присоединения. Однако данные обстоятельства не исключают наличие состава административного правонарушения.
ВОПРОСЫ
1) 01.07.2022 года вступили в силу Федеральный закон от 16.02.2022 № 12-ФЗ и постановление Правительства РФ от 30.06.2022 № 1178, положения которых знаменует постепенную отмену так называемого льготного технологического присоединения к электрическим сетям.
Так 1 июля стоимость технического присоединения жилых домов, гаражей, садовых домиков и иных объектов к электросетям резко вырастет. Потребители с энергопринимающими устройствами мощностью до 150 кВт начнут компенсировать 50% затрат сетевых компаний на присоединение к электричеству, а с 1 января 2023 года – все 100%.
01.07.2022 выросла также стоимость присоединения от 3 до 10 тысяч рублей за 1 кВт. До 1 июля плата за ТП с максимальной мощностью потребления до 15 кВт (такая мощность требуется для энергообеспечения дома до 150 кв. м) была установлена в размере 550 рублей. Для объектов с мощностью до 150 кВт в стоимость присоединения не включались затраты сетевых компаний на сооружение электросетевой инфраструктуры (в среднем плата составляла 30-40 тысяч рублей). Таким образом, стоимость присоединения нового дома (15 кВт) может вырасти до 150 тысяч рублей, а фермерского хозяйства (150 кВт) – до 1,5 млн. руб. плюс плата за подведение сетевой инфраструктуры к дому.
При этом для льготной категории граждан (в том числе инвалиды I-III группы, многодетные семьи, участники и ветераны боевых действий, полный список граждан указанной категории смотри в п. 10 Постановления Правительства РФ от 30.06.2022 № 1178) стоимость техприсоединения составит 1000 руб. за 1 кВт., при условии что указанный потребитель в предшествующих три года не присоединялся в льготном порядке.
2) Сроки рассмотрения заявки на технологическое присоединение к электросетям урегулированы п. 15 Правил № 861. Рассмотрение заявки осуществляется в 20-дневный срок с момента поступления заявки, при этом срок исчисляется рабочими днями.
В случае же индивидуального проекта подключения, установлен отдельный срок, предусмотренный п. 30.4 Правил № 861. Так, плата за подключение по индивидуальному проекту подлежит установлению по решению уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту. Не позднее 3 рабочих дней с момента вступления в силу указанного решения, сетевая организация обязана направить заявителю комплект документов по заявке.
6-месячный срок, о котором упомянули в вопросе, относится к сроку осуществления мероприятий по непосредственно технологическому присоединению. Сроки, установленные законодателем, учитывают размер мощности, а также выполнение необходимых мероприятий по получению разрешений, подготовки документации, строительства в целях осуществления присоединения. Данные положения фактически устанавливают разумный срок исполнения обязательств как со стороны заявителя, так и со стороны сетевой организации.