Доклад: Предостережения, выданные Управлением в 2021 г.
01 декабря 2021, 18:16
Тип документа:
Доклады

В 2021 г. Томским УФАС России выдано два предостережения.

Прежде всего отметим правовую природу такой меры реагирования антимонопольного органа как предостережение.

Возможность применения предостережения к должностным предусмотрена статьей 25.7 Закона о защите конкуренции. Предупреждение может быть выдано как должностному лицу хозяйствующего субъекта, так и публичного органа власти и управления, должностным лицам органов местного самоуправления или внебюджетных фондов.

Основанием для направления предостережения должностному лицу хозяйствующего субъекта является публичное заявление такого лица о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства и при этом отсутствуют основания для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

То есть нарушение антимонопольного законодательства может быть вызвано или спровоцировано публичным заявлением должностного лица, быть следствием такого заявления.

Основанием для направления предостережения должностному лицу органа власти является информация о планируемых таким должностным лицом действиях (бездействии), способных привести к нарушению антимонопольного законодательства, если при этом также отсутствуют основания для возбуждения и рассмотрения дела.

Важной особенностью применения предостережения является то, что предостережение антимонопольного органа не обладает признаками ненормативного правового акта, не налагает на должностное лицо, получившее документ от антимонопольного органа, какие-либо обязанности, в силу чего предостережение не подлежит обжалованию в суд. Позиция подтверждается определением Верховного суда Российской Федерации от 5 августа 2015 г. по делу № 307-КГ15-8870.

Указанная мера реагирования позволяет при наличии на то воли должностного лица, которому выдано предостережение, принять меры к устранению негативных последствий от его действий/бездействия с тему, чтобы не допустить нарушение антимонопольного законодательства.

Итак, Томским УФАС России дважды в 2021 г. выносились предостережения:

1. Томское УФАС 22 июля 2021 года предостерегло должностное лицо ООО «Хлебозавод № 4» от возможного нарушения антимонопольного законодательства.

Поводом для предостережения послужила публикация материала на интернет-портале «НОВОСТИ VTOMSKE.RU» с заголовком «Производители предупредили о повышении цен на хлеб».

Из текста опубликованной новости следовало, что экономист ООО «Хлебозавод № 4» дала комментарий журналисту о планируемом повышении отпускной цены на хлеб примерно на 10 % цены за один килограмм своей продукции.

Распространение такого рода информации с использованием средств массовой информации может привести к нарушению требований антимонопольного законодательства, а именно согласованию действий хозяйствующих субъектов-конкурентов, осуществляющих производство хлеба и хлебобулочных изделий на территории Томской области.

Публичное заявление должностного лица ООО «Хлебозавод № 4», озвученное с использованием средств массовой информации, в совокупности с последующим повышением цены на хлеб хозяйствующими субъектами, действующими на одном товарном рынке, могло привести к нарушению запрета на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 11.1 Закона № 135-ФЗ.

После выдачи предостережения УФАС подвергло анализу цены участников рынка на хлеб, синхронное единовременное повышение цены не было установлено, что свидетельствует о том, что участники рынка продолжили реализовывать собственную экономическую политику, а также об эффективности принятой УФАС меры в краткосрочный период.

 

2. УФАС в 15 ноября 2021 г. предостерегло председателя Думы г. Томска от реформы городских пассажирских перевозок с нарушением законодательства, от осуществления действий, способных привести к нарушению ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Поводом для реагирования послужила публикация на интернет-портале агентства «РИА Томск» - «Спикер гордумы: Томск с 2025г должен отказаться от услуг маршрутчиков» на основе интервью, данного председателем думы.

В ходе интервью Чингис Акатаев высказал своей мнение о планируемом изменении организации пассажирских перевозок в г. Томск:

- "Ключевой вопрос, который в ноябре будет рассматриваться (специальной комиссией гордумы), – это новая концепция развития пассажирского транспорта. Мое видение – он должен с 2025 года полностью обеспечиваться муниципальным предприятием. И водители, которые сейчас работают на частника, также смогут работать и на муниципальное предприятие. Естественно, условия труда должны быть конкурентоспособные", – сказал Акатаев».

Антимонопольный орган, оценив содержание публикации и интервью пришло к выводу, что публичное заявление должностного лица Думы города Томска, озвученное с использованием средств массовой информации, в совокупности с принятием впоследствии акта/ов Думой, в соответствии с которым/и муниципальное предприятие станет единственным участником рынка перевозки пассажиров в г. Томске, удовлетворяющим полностью потребность города в пассажирских перевозках, может привести к нарушению запрета на недопущение, ограничение и устранение конкуренции, предусмотренного статьей 15 Закона о защите конкуренции.

Действующим законодательством предусмотрен запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентном рынке (ч.ч. 1, 2 ст. 35.1 Закона о защите конкуренции).

 

Задать вопрос

Наверх