Изменения законодательства о рекламе и особенности правоприменительной практики законодательства о рекламе Томским УФАС России в 2018 году
29 января 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

С 11 ноября 2018 вступили в силу изменения в Федеральный закон «О рекламе», расширен перечень товаров, реклама которых не допускается.

Статья 7 (Товары, реклама которых не допускается) дополнена пунктом 10 следующего содержания: не допускается реклама «услуг по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций) и иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации».

Таким образом, с 11.11.2018 установлен запрет на рекламу услуг по написанию выпускных квалификационных работ и иных работ, связанных с аттестацией в образовательной деятельности и в сфере науки.

С 1 января 2019 года положения частей 6 и 7 статьи 21 (Реклама алкогольной продукции) Федерального закона «О рекламе» не применяются.

В силу части 6 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» в период проведения официальных спортивных мероприятий допускаются размещение, распространение рекламы средств индивидуализации юридического лица, являющегося производителем пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, средств индивидуализации производимых им товаров в виде словесных обозначений, содержащих исключительно наименование производимой им продукции или наименование производителя - юридического лица, если размещение, распространение данной рекламы осуществляются в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений.

Частью 7 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» допускается размещение, распространение рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, во время трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок), за исключением детско-юношеских спортивных соревнований, а также на телеканалах и радиоканалах, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера.

С 29 марта 2019 глава 3 Федерального закона «О рекламе» дополняется ст. 30.2 (Реклама в сфере арбитража (третейского разбирательства) следующего содержания.

         Реклама   деятельности   лиц,   не   получивших   в   соответствии   с  законодательством  Российской  Федерации  право  на осуществление функций  постоянно   действующего   арбитражного   учреждения,   по  осуществлению арбитража,  включая  деятельность  по  осуществлению арбитража третейским судом,  образованным  сторонами  для  разрешения конкретного спора, в том числе    в   информационно-телекоммуникационной   сети   "Интернет",   не допускается.

Особенности контроля за соблюдением

рекламного законодательства в 2018 году

 

В 2018 году Томским УФАС России рассмотрено 179 заявлений по признакам нарушений законодательства о рекламе, из которых в 137 случаях принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении законодательства о рекламе, на основании 32 заявлений возбуждены дела о нарушении законодательства о рекламе.

В результате в 2018 году возбуждено 58 дел о нарушении законодательства о рекламе, а с учетом «переходных» дел 2017 года в отчетном периоде рассмотрено 58 дел (из которых 5 прекращено и по 53 приняты решения о признании нарушения), выдано 28 предписаний.

При этом в 2018 году исполнено 30 предписаний о прекращении нарушения законодательства о рекламе, из которых 27 – за отчетный период и 3 предписания – за период 2017 года. За неисполнение одного предписания возбуждено дело об административном правонарушении, проводится административное расследование. Сравнительной анализ контрольно-надзорной деятельности в области рекламного законодательства представлен в таблице 1.

Показатель

2015

2016

2017

2018

Рассмотрено заявлений,в т.ч.:

186

84

188

179

Отказано в возбуждении дел

131

48

115

147

Возбуждено дел, в т. ч.:

90

56

112

58

по собственной инициативе

35

20

39

26

по заявлениям

55

36

73

32

Выдано предписаний

50

54

95

28

 

Структура нарушений

 

Наиболее часто встречающимися нарушениями законодательства о рекламе в 2018 году стали нарушения общих требований к рекламе (статья 5 Федерального закона «О рекламе»). Согласно данной статье реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Несколько примеров из рассмотренных в 2018 году дел по статье 5 Федерального закона «О рекламе».

 

Пример № 1.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области поступило заявление ООО «РЕСТОРАТОР ФРАНЧАЙЗИНГ ГРУП», в котором указывается, что на фасаде здания по адресу: г. Томск, ул. К. Маркса, 23а был размещен рекламный баннер следующего содержания: «перчини (перечеркнутое изображение товарного знака № 488614) No - EʼITALY Si НОВЫЙ ИТАЛЬЯНСКИЙ РЕСТОРАН Ciao!».

Используемые на баннере иностранные слова переводятся с итальянского на русский язык как: «No» - нет, «Si» - да, «Ciao» - привет.

По мнению заявителя, указанный рекламный баннер привлекает внимание потребителей к услуге общественного питания итальянского ресторана EʼITALY, при этом ему противопоставляется в отрицательном значении ресторан итальянской кухни ПЕРЧИНИ, исключительные права на который принадлежат ООО «РЕСТОРАТОР ФРАНЧАЙЗИНГ ГРУП».

В силу пунктов 2, 4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента; является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Заявитель  является правообладателем бренда ресторанов итальянской кухни «ПЕРЧИНИ» и соответствующих товарных знаков.

В рекламном баннере красной линией перечеркнуто изображение одного из товарных знаков, рядом красным жирным шрифтом указано «No», что в переводе с итальянского языка на русский означает «нет». Тем самым, у потребителя рекламы может сложиться впечатление, что ресторан Перчини прекратил свою деятельность, что не соответствует действительности.

Комиссия Томского УФАС России, пришла к выводу, что рассматриваемая реклама ООО «Мир» порочит деловую репутацию ООО «РЕСТОРАТОР ФРАНЧАЙЗИНГ ГРУП» - обладателя исключительных прав на ресторан Перчини, а действия ООО «Мир» по распространению рассматриваемой рекламы являют собой акт недобросовестной конкуренции.

Согласно статье 14.3 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром.

Частью 2 статьи 14.3 Федерального закона «О защите конкуренции» установлено, что не допускается недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в котором отсутствует указание конкретных сравниваемых характеристик или параметров либо результаты сравнения не могут быть объективно проверены.

В связи с чем, по данному факту также выдано предупреждение о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Пример 2:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской области при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе произведен осмотр наружной рекламы и установлено следующее.

В г. Томске на фасаде здания по адресу пр. Фрунзе, 103, стр. 6 размещена рекламная конструкция, содержащая следующую информацию:  «изображение кружки с пенным напитком золотистого цвета 7-8 сентября старт в 18:00 БАКЕН Fest пивной фестиваль на четырех площадках ТЕАТРО 90-11-90  TEATRO-X.RU».

В соответствии с частью 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Федеральный закон № 436-ФЗ), без указания категории данной информационной продукции.

Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации (часть 6 статьи 6 Федерального закона № 436-ФЗ).

В нарушение указанных требований в вышеуказанной рекламе не указана категория данной информационной продукции (возрастное ограничение).

Реклама признана ненадлежащей, предписание не выдано, так как нарушение устранено добровольно ещё до заседания комиссии по рассмотрению данного дела, за нарушение назначено административное наказание в виде предупреждения.

Пример 3:

В антимонопольное управление поступило обращение гражданина, где указано на факты размещения на сайтах Богашевского и Мирненского сельских поселений  рекламы ритуальной службы «Харон», являющейся специализированной службой по вопросам похоронного дела в Богашевском и Мирненском сельских поселениях.

Федеральным законом № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантирован перечень услуг по погребению, оказываемых бесплатно. К таким услугам относятся: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

На сайтах сельских поселений приведены более широкие перечни услуг, оказываемых ритуальной службой «Харон», помимо гарантированных Законом о погребении и похоронном деле. Так, например, предлагается благоустройство могил, отпевание в храмах, заключение договоров по уходу за местами захоронений, а также доступен широкий спектр ритуальных товаров.

Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу, что расширенный перечень предлагаемых ритуальной службой «Харон» услуг, форма доведения информации об услугах, в частности, использование картинок, при оценке в совокупности, свидетельствуют о том, что данная информация отвечает понятию рекламы.

Размещение же рекламы на сайте муниципального образования создаёт впечатление одобрения рекламы местной администрацией.

Между тем, п.2 ч.5 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе» не допускает указание в рекламе на одобрение объекта рекламирования органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами.

Комиссия антимонопольного органа признала рекламу ненадлежащей, Администрации Богашевского сельского поселения предписано прекратить распространение рекламы, а Администрация Мирненского сельского поселения удалила рекламу службы «Харон» с сайта ещё до заседания комиссии.

Пример № 4

9 октября 2018 года в антимонопольное управление поступило обращение гражданина с информацией о размещении на информационном портале http://doclvs.ru рекламы услуг МРТ Лидер. В рекламе указывается, что заключения МРТ Лидер самые точные, специалисты самые лучшие.

В силу пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. (исследования , испытания проведены).

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

Реклама признана ненадлежащей, выдано предписание.

На втором месте по числу возбужденных дел – дела по акту распространения рекламы по сетям электросвязи в отсутствие предварительного согласия абонента – 11 дел.

 Третий лидер по числу нарушений – нарушение требований к рекламе финансовых услуг.

Томским УФАС России в 2018 году возбуждено 10 дел по факту распространения рекламы финансовых услуг, содержащей признаки нарушения статьи 28 Федерального закона «О рекламе» (Реклама финансовых услуг и финансовой деятельности).

7 дел возбуждено по факту нарушения требований статьи 24 Федерального закона «О рекламе» (Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины).

Как правило, поводом к возбуждению дела по данному основанию становится нарушение части 7 статьи 24  Федерального закона «О рекламе», а именно, распространение рекламы лекарственных препаратов, медицинских услуг, без предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

В Томское УФАС России поступают обращения граждан, организаций и нередко направляются для рассмотрения в рамках компетенции из других государственных органов.

Материалы, проводимых Управлением Роскомнадзора по Томской области плановых систематических наблюдений в отношении радиовещателей, становятся поводом к возбуждению дел антимонопольным органом.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона «О рекламе», в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток.

Так, по материалам Управления Роскомнадзора по Томской области возбуждено 3 дела по части 2 статьи 15 Федерального закона «О рекламе».

Характерно, что число нарушений требований к рекламе алкогольной продукции снизилось.  В 2018 году возбуждено 3 дела по факту нарушения статьи 21 Федерального закона «О рекламе» (Реклама алкогольной продукции).

Также 3 дела возбуждено по факту распространения рекламы товаров, реклама которых не допускается.

2 дела рассмотрено по рекламе товаров при дистанционном способе их продажи.

В рекламе товаров при дистанционном способе их продажи, в силу статьи 8 Федерального закона «О рекламе»,  должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Обязательных к указанию сведений не было в рекламах, дела по которым были рассмотрены управлением по статье 8 Федерального закона «О рекламе».

Обзор обращений за 2018 год

Анализ обращений за данный период показал, что наиболее частным поводом для обращения в Томское УФАС России осенью 2018 года стало нарушение общих требований к рекламе.

Например, обращения по фактам распространения недостоверной рекламы, в которой содержатся несоответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед товарами, других изготовителей или продавцов; о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, и других условиях приобретения товара.

Имеется пример обращения по факту размещения афиши концерта Егора Крида с несоответствующим, по мнению заявителя, заявленным возрастным ограничением 6+.

Однако признаков нарушения законодательства о рекламе в данном случае не выявлено. В рамках имеющихся полномочий антимонопольный орган не осуществляет оценку соответствия содержания информационной продукции и установленной на ней знака информационной продукции.

Антимонопольный орган оценивает соответствие содержания рекламы требованиям законодательства о рекламе.

В соответствии с частью 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции.

В данном случае реклама информационной продукции – концерта Егора Крида – содержала указание на категорию информационной продукции, а вопросы соответствия знака информационной продукции и содержания программы мероприятия входят в компетенцию другого государственного органа - Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Как отмечалось ранее, в 2018 году Томским УФАС России рассмотрено 179 заявлений по признакам нарушений законодательства о рекламе, из которых в 137 случаях принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении законодательства о рекламе.

Причинами отказов в возбуждении дела о нарушении законодательства о рекламе чаще всего является отсутствие признаков нарушения, когда, например, описанные в обращении факты не свидетельствуют о нарушении закона.

В числе причин отказов также значится несоблюдение требований к форме обращения, в частности, отсутствие доказательств, возможность получения которых отсутствует у антимонопольного органа.

Есть также пример отказа в виду истечения срока давности привлечения к ответственности, ввиду того, что описанные в заявлении события имели место двумя годами ранее обращения.

Довольно часто поступают обращения по фактам размещения рекламы на внешних стенах многоквартирных домов и внутри домов. В первом случае, обращение подлежит направлению в Администрацию соответствующего района города, поскольку именно в полномочия местной администрации входит контроль за размещением рекламных конструкций.

Согласно п.4.1 Постановления Администрации Города Томска от 30.06.2010 № 626 «О размещении рекламных конструкций на территории муниципального образования «Город Томск» Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города выдает разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

В ситуации же размещения рекламы с использованием общего имущества собственников многоквартирных домов разрешение спорного вопроса относится к ведению собственников и решается в зависимости от выбранного ими способа управления многоквартирным домом.

Антимонопольный орган в пределах предоставленных полномочий осуществляет надзор за соответствием рекламы требованиям Федерального закона «О рекламе», а именно, за содержанием рекламы, надзор  за отдельными способами распространения рекламы.

          Правоотношения между собственниками многоквартирного дома и лицами, осуществляющими порчу общего имущества, в том числе, путем размещения рекламных конструкций носят гражданско-правовой характер.

Таким образом, за надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме отвечает выбранная собственниками организация или непосредственно собственники.

В таком случае мы разъясняем, что собственник недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, имеет право на самостоятельный демонтаж или на поручение такого демонтажа третьему лицу, если установка такой конструкции осуществлена без его согласия, в соответствии с гражданским законодательством.

Гражданско-правовые отношения могут быть разрешены по требованию одной из сторон в судебном порядке.

Примеры обращений в 2018 году

3 декабря 2018 года в антимонопольный орган поступило заявление, где сообщается о размещении в газете «Реклама» информации о разнообразных услугах, оказываемых при помощи магии.

Целитель позиционирует себя как сильнейшего специалиста в области магии и древних обрядов. Предлагает также уникальный долгосрочный приворот и отворот, решение сложных семейных проблем и многое другое, и, в том числе, исцеление от алкоголизма.

В соответствии с общероссийским Классификатором занятий, лекари народной медицины и целители оказывают профилактическую помощь, осуществляют уход и лечение физических и психических заболеваний человека, расстройств и травм путем применения траволечения и других народных методов, основанных на теориях, верованиях и опыте конкретных культур и народов.

Приказом Департамента здравоохранения Томской области установлено, что занятием народной медициной (целительство) имеет право лицо, получившее разрешение на занятие народной медициной на территории Томской области.

Областной Департамент здравоохранения сообщил, что установленному антимонопольным органом лицу, давшему спорную рекламу, разрешение на занятие народной медициной не выдавалось.

Законом о рекламе не допускается реклама товаров, товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

В данном случае у целителя отсутствует разрешение, а, следовательно, рекламировать свои услуги, как и оказывать, он не может. По данному обращению возбуждено производство по делу по признакам нарушения законодательства о рекламе.

8 февраля 2019 года комиссия Томского УФАС России признала ненадлежащей рекламу скупки металлолома.

Антимонопольный орган в ходе рассмотрения обращения установил, что указанный в рекламе телефон зарегистрирован за физическим лицом. А Комитет по лицензированию Томской области  по запросу антимонопольного управления пояснил, что данному лицу лицензия на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов не выдавалась.

Закон о рекламе не допускает рекламу товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких лицензий.

В соответствии Законом о лицензировании заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов подлежат лицензированию.

Указанное означает, что рекламировать, как и осуществлять деятельность по скупке лома без лицензии недопустимо.

    Более того, в ходе рассмотрения дела выяснилось, что рекламодатель не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, следовательно,  осуществляет предпринимательскую деятельность незаконно.

Наибольший резонанс вызвала реклама цветочного магазина. 30 ноября 2018 года в антимонопольный орган поступило сообщение жительницы Томска о размещении около остановки Суворова непристойной, по ее мнению, рекламы Букетной лавки следующего содержания: «Чем круче букет, тем ниже поцелуй, будет стоять неделю!».

В соответствии с Законом о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений.

Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, основанный на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. Очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).

В целях учёта общественного мнения о возможности размещения  подобной рекламы в городе Томске антимонопольный орган предложил гражданам принять участие в опросе. 

За период проведения опроса с 4 декабря 2018 года по 11 января 2019 года в нем приняли участие 4 465 человек. На момент рассмотрения дела количество голосов достигло 4 508.

В пользу рекламодателя склонились 38,8 % респондентов, тогда как 61, 2%  ответили отрицательно на вопрос «Допускаете ли вы размещение подобной рекламы в нашем городе».

Двойной смысл в рекламе усматривают 81,5 % опрошенных.

59, 1 % считают, что такая реклама может оскорбить чувства потенциальных потребителей рекламы.

42 % - в рекламе используются непристойные образы, сравнения, выражения.

Экспертный Совет по рекламе, действующий при Управлении, в целом, поддержал общественную оценку спорной рекламы.

Комиссия предписала прекратить распространение данной рекламы.

8 февраля 2019 года дело по признакам нарушения законодательства о рекламе рассмотрено и уже возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.

 

 

Наверх