Обзор практики принятия Управлением мер антимонопольного реагирования предупредительного характера в 2022 г.
21 декабря 2022, 10:03
Тип документа:
Доклады

Обзор практики принятия Управлением мер антимонопольного реагирования предупредительного характера в 2022 г.

 

Одним из важнейших инструментов антимонопольного реагирования является выдача антимонопольными органами предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Цель предупреждения - пресечь действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

Возбуждение антимонопольным органом дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства без предварительного вынесения предупреждения по ряду статей недопустимо. Это статья 15 (запрет на ограничивающие конкуренцию акты действия (бездействие) органов публичной власти. Ряд статей, предусматривающих запрет на недобросовестную конкуренцию: статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8. А также по пп. 3, 5, 6, 8 ч. 1 статьи 10, предусматривающих запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.

В предупреждении антимонопольный орган указывает признаки нарушения антимонопольного законодательства и перечень действий, которые лицу требуется предпринять, чтобы прекратить такое нарушение.

Предупреждение ориентировано на добровольное его исполнение. В случае выполнения предупреждения в установленный антимонопольным органом срок, дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается. И наоборот, при непринятии мер, направленных на прекращение нарушения, антимонопольный орган обязан возбудить дело по факту неисполнения предупреждения.

В 2022 году значительно повысилось значение данного института антимонопольного реагирования в практике нашего Управления.

В рамках пресечения недобросовестной конкуренции в марте 2022 года ООО «Спар-Томск», ООО «Инвест Ресторация», ООО «Глобал-Маркет» выданы предупреждения по факту обнаружения признаков нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, выразившихся в установлении на сахарный песок торговой наценки свыше предусмотренной Меморандумом о взаимопонимании между Администрацией Томской области, производителями социально значимых продуктов питания первой необходимости и хозяйствующими субъектами сферы розничной торговли (далее - Меморандум).

5 марта 2022 года Меморандум был подписан со стороны Администрации Томской области, Томской ассоциации пищевиков, АО «СибАгро», ООО «Межениновская птицефабрика», ООО «Томское молоко» и ООО «Глобал-Маркет». Далее к Меморандуму присоединились ООО «Спар-Томск», ООО «Инвест Ресторация», ООО «Глобал-Маркет».

Согласно положениям Меморандума хозяйствующие субъекты из сферы розничной торговли взяли на себя некоторые обязательства, в том числе, ограничить розничную торговую наценку на социально значимые товары, в том числе сахар, не выше 5 процентов к отпускной цене.

Антимонопольный органом было установлено, что в период с 14.03по 15.03 2022 года торговая наценка компаний составила более 20%.

Однако, у хозяйствующих субъектов конкурентов, как присоединившихся и не присоединившихся к Меморандуму, розничная цена не превышала таких значений. Более того, в марте 2022 года общеизвестным являлся факт добровольного ограничения хозяйствующими субъектами наценок на социально значимые товары в 11 регионах России.

Управление установило, что наценки ООО «Спар – Томск», ООО «Инвест Ресторация» направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, и противоречили обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, и могли причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам.

По указанным обстоятельствам компаниям выданы предупреждения, которые были исполнены в полном объеме.

 

Значительно возросло количество выявленных нарушений по ст. 15 Закона о защите конкуренции.

На сегодняшний день Томским УФАС России за отчетный период 2022 года выдано 28 предупреждений органам публичной власти.

Исполнено 17 предупреждений.

Не исполнено 10 предупреждений, 6 дел возбуждено по факту неисполнения предупреждений. По факту неисполнения еще 4 предупреждений планируется возбуждение дел. Также 3 предупреждения числятся на исполнении на текущий момент.

Наиболее частыми нарушениями являются:

- передача органами местного самоуправления муниципального имущества хозяйствующему субъекту без конкурентных процедур и в нарушение антимонопольного законодательства и законодательства о концессионных соглашениях;

- наделение органом местного самоуправления функциями и правами органов индивидуальных предпринимателей или юридических лиц: на товарном рынке похоронного дела и оказания ритуальных услуг, на рынке содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения;

- непроведение обязательных конкурентных процедур.

 

Также одной из мер реагирования предупредительного характера является предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства.

Предостережение выдается должностному лицу хозяйствующего субъекта или органа публичной власти в случае публичного заявления такого лица о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства и при этом отсутствуют основания для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В мае 2022 года Томским УФАС России было выдано 9 предостережений директорам хозяйствующих субъектов – перевозчиков, осуществляющих пассажирские перевозки в городах Томска и ЗАТО Северск.

Указанные компании подписали открытое письмо-заявление, опубликованное в СМИ, о взимании платы с граждан, предъявивших ЕСПБ, в определённых установленными тарифами размерах, то есть об отказе исполнять Закона Томской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области, по оплате проезда на транспорте общего пользования».

В случае реализации перевозчиками таких действий вне правового поля, их поведение могло бы свидетельствовать о наличии согласованных действий, которые приводят к установлению или поддержанию цен, скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх