Особенности контроля за соблюдением рекламного законодательства за 2023 год-прошедший период 2024 года: типичные нарушения, описание наиболее значимых дел, привлечение к ответственности.
29 февраля 2024, 17:00
Тип документа:
Доклады

Особенности контроля за соблюдением рекламного законодательства за 2023 год-прошедший период 2024 года: типичные нарушения, описание наиболее значимых дел, привлечение к ответственности.

 

За 2023 год Томским УФАС России рассмотрено 49 дел, 45 - реклама признана ненадлежащей, 4 – прекращено, в связи с не подтверждением в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства о рекламе и невозможностью установления лица, нарушившего законодательства о рекламе. Выдано 32 предписания.

Всего нарушений 106.

- Самым частым нарушением является ч. 7 ст.5 Закона о рекламе:  Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. 19 таких нарушений.

Популярным нарушением закона о рекламе, на которое жалуются жители Томской области, традиционно остается - спам-реклама по телефону, смс и электронной почте в отсутствие согласия абонента. В 2023 году Управлением рассмотрено 15 дел.

Нарушение выражается в отсутствии получения предварительного согласия абонента рекламораспространителем при распространении рекламы по сетям электросвязи.

- Недостоверная реклама – 15 нарушений.

- Рекламирование запрещенных товаров:

В 2023 году выросло число обращений по рекламе табака и магазина табачной продукции, вейп-шопов. Так Управлением рассмотрено 6 нарушений при рекламировании алкоголя, 6 - по рекламе табака.

Законом о рекламе установлен безусловный запрет на рекламу кальянов, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотиносодержащей продукции и демонстрацию процесса курения.

26 нарушений выявлено  при распространении ненадлежащей рекламы финансовых услуг (услуг по предоставлению займа, страховых услуг, кредитования (ипотека)).

Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна гарантировать и обещать эффективность деятельности (доходность вложений), реклама должна содержать все условия, влияющие на сумму доходов, расходов, которые получат, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, а также условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

 

Перейдем к обзору дел о нарушении законодательства о рекламе за 2023 год.

 

Спам-реклама

5 апреля ООО «Групп Финанс» признано нарушившим ч.1 ст.18, п.2 ч.3, ч.7 ст.5 Закона о рекламе. Компания рекламировала посредством телефонных звонков и смс-сообщений услуги по оформлению и доставке пластиковых карт. Однако, такая реклама ввела потребителя в заблуждение относительно рекламируемых услуг, поскольку у абонента создавалась видимость, что ему предлагаются финансовые услуги, на осуществление которых у ООО «Групп Финанс» нет лицензии. Кроме того, реклама распространялась в отсутствии согласия абонента на получение рекламы.

Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

13 июня антимонопольный орган признал ПАО «Совкомбанк» и предпринимателя нарушившими ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 18, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе при распространении рекламы оформления карты рассрочки без согласия абонента на получение рекламы. Выданы 2 предписания.

Обществу вынесено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей.

Индивидуальному предпринимателю назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 8 000 (восемь тысяч) рублей.

Ранее 10 апреля Управление признало рекламу ПАО «Совкомбанк» ненадлежащей, нарушающей требования ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе. Компания рекламировала посредством телефонных звонков карту рассрочки в отсутствии согласия абонента на получение рекламы.

Обществу назначено Административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.

28 апреля Томское УФАС России признало ненадлежащей рекламу физического лица и индивидуального предпринимателя, распространенную посредством телефонного звонка. Реклама приобре                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          тения жилья в ипотеку также была направлена без согласия абонента, кроме того, не содержала указания на лицо, оказывающее рекламируемые финансовые услуги.

5 мая антимонопольный орган рассмотрел дело в отношении ООО РНКО «Платежный центр». Общество распространяло посредством смс-сообщений рекламу приложения «KoronaPay» без предварительного согласия абонента. По результатам рассмотрения дела выдано 5 предписаний хозяйствующим субъектам-рекламораспространителям: ООО РНКО «Платежный центр», ООО «Севен Технолоджи», ПАО «МТС», ООО «Стрим», ЗАО «Биллинговый центр».

ООО РНКО «Платежный центр» привлечено к административной ответственности, назначен штраф в размере 100 000 рублей. Решение устояло в суде.

Дважды: 22 мая и 16 июня ООО «Эталон» признано нарушившим ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе. Компания рекламировала  услуги по списанию долгов в отсутствие согласие абонента на получение рекламы.

Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей

Дважды: 29 марта и 16 июня  индивидуальный предприниматель признан нарушившим ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе. ИП рекламировал посредством телефонных звонков услуги ПАО «Ростелеком» в отсутствие согласие абонента на получение рекламы.

Предпринимателю назначено два административных наказания в виде административных штрафов в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.

21 августа антимонопольный орган признал индивидуального предпринимателя нарушившим ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе. ИП рекламировал  автомобиль марки HAVAL без согласия абонента-заявителя на получение рекламы.

31 августа антимонопольный орган признал ООО «Строй-Мастер» нарушившим ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе. Компания рекламировала  услуги по списанию задолженностей (услуги по сопровождению банкротства) в отсутствие согласие абонента на получение рекламы.

1 сентября антимонопольный орган признал индивидуального предпринимателя нарушившим ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе. ИП рекламировал  кредитную карту от АО «Газпромбанк» без согласия абонента-заявителя на получение рекламы.

6 сентября антимонопольный орган признал индивидуального предпринимателя нарушившим ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе. ИП рекламировал  услуги сервиса «Соцуслуги» по уменьшению ежемесячных платежей по кредиту без согласия абонента-заявителя на получение рекламы.

5 октября антимонопольный орган признал ООО «Центр» нарушившим п. 2 ч. 3 ст. 5, ч. 1 ст. 18, ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе. Компания посредством телефонной связи рекламировала услуги по медицинской реабилитации после перенесенного заболевания – коронавирусной инфекции в рамках применения курса (метода), рассчитанного на 5 дней в отсутствие предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалиста, а также без согласия абонента на получение рекламы. Также установлен признаки недостоверности в рассматриваемой рекламе в части продолжительности курса реабилитации после коронавирусной инфекции, а также в части указания организации «Оздоровительный центр города Томска», оказывающей медицинские услуги по реабилитации, что может создать впечатление у потребителя о наличии у рекламораспространителя/рекламодателя соответствующей лицензии на оказание рекламируемых услуг.

Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 120 000 (сто двадцать тысяч) рублей.

Реклама финансовых услуг

12.01.2023 вынесено решение по делу №070/05/28-703/2022 о признании ненадлежащей, нарушающей требования п. 4, п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 7, ч.11 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2, ч. 3, ч. 7, ч. 13 ст. 28 Закона о рекламе рекламы, распространяемой АО СЗ "Михайловский парк-квартал" посредством рекламного щита по адресу: г. Томск, пр. Фрунзе, 83а, следующего содержания: «print(‘Are you working in IT? ( Yes/no):’) if input()== ‘Yes’: Mikhaylovsky.offer(you, ipoteka, rate=4,4%) you.take(ipoteka) return Congratulations.SUCCESS. Михайловский парк-квартал; mikhalovsky.ru; 1&3 концепт девелопмент». Далее мелким шрифтом расшифровка «Вы работаете в айтикомпании? Да/нет. Если да. Предложение Михайловского: ипотека 4,4%. Вы берёте ипотеку. Поздравляем!» Также мелким шрифтом «Застройщик: АО СЗ «Михайловский парк-квартал». Ипотечная программа для российских ITспециалистов: Первоначальный взнос – от 15%. Сумма кредита – до 9 млн ₽. Срок кредитования – до 30 лет. Подробные условия кредитования, проектные декларации опубликованы на сайте www.mikhaylovsky.ru ПАО Сбербанк предоставляет кредитные средства на строительство жилого дома. ПАО Сбербанк. Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций №1481 от 11.08.2015г». Реклама финансовых услуг (ипотека) распространялась лицом, не являющимся кредитной организацией и не оказывающем рекламируемые услуги, кроме того, содержала недостоверные сведения о размере процентной ставки, предлагаемой банками-партнерами. Текст рекламы приведен на английском языке в отсутствии перевода на русский язык. Кроме того, в рекламе не приведены все условия предоставления кредита (ипотека), влияющие на сумму расходов потребителя. Также рекламодателем нарушены требования Закона о рекламе, предъявляемые к рекламе, связанной с привлечением денежный средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. Предписание по делу не выдавалось, нарушение Закона о рекламе устранено.

Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

4 мая ООО «Санар» и индивидуальный предприниматель признаны нарушившими Закон о рекламе при распространении рекламы стоматологических услуг в кредит и рассрочку. В рекламе отсутствовали необходимые требования к рекламе финансовых услуг.

ООО “Санар” привлечено к административной ответственности, штраф составил 50 000 рублей.

17 мая Томское УФАС России признало ненадлежащей рекламу жилого комплекса Salt Park (слайд 6), размещенную на щите рядом с торговым центром «999».  ООО "Формат Сити", ООО "Томский Специализированный застройщик» признаны нарушившими ч.7 ст.5, п.7 ст.7, ч.1, п.2 ч.2, ч.3, ч.14 ст.28 Закона о рекламе. На баннере рекламировалось приобретения жилья в ипотеку под 1%, однако подробные условия было указаны нечитаемым шрифтом, а также отсутствовали все существенные условия предлагаемых финансовых услуг, в том числе влияющих на их конечную стоимость для потребителя, в отсутствие лицензии на оказание рекламируемых услуг.

Оба общества привлечены к административной ответственности, каждому назначен штраф 50 000 руб.

30 июня ООО "ЖИЛФОНД-Томск" и индивидуальный предприниматель признаны нарушившими Закон о рекламе (ч. 7 ст. 5, п. 7 ст. 7, ч. 1, ч. 14 ст. 28, ч. 5 ст. 19) при распространении рекламы агентства недвижимости в лифте 1 подъезда многоквартирного дома по адресу: г. Томск, ул. Елизаровых, д. 2 «ЖИЛФОНД Агентство недвижимости БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ Поможем купить и продать Вашу недвижимость Полная юридическая помощь — гарантия безопасной сделки 15 банков — ✓ партнеров, ипотека по сниженным ставкам Бесплатная консультация у опытного ✓ специалиста. АКЦИЯ: Скидка 10% всем клиен - там, заключившим договор с ✓ Агентством, с 5 января по 5 февраля 2023 года тел. 22-45-22 г. Томск, ул. Красноармейская, д. 109 (указан QR-код) Главное в жизни - это семья и дом.

Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

11 августа Томское УФАС России признало рекламу индивидуального предпринимателя ненадлежащей, нарушающей требования ч. 13 ст. 28 Закона о рекламе. ИП рекламировал денежные займы, выдаваемые под залог техники, драгоценных металлов и недвижимости не обладая правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

1 сентября антимонопольный орган дважды признал наружную рекламу индивидуального предпринимателя ненадлежащей, нарушающей требования ч. 7 ст. 5, ч. 7 ст. 7, ч. 1, ч. 14 ст. 28 Закона о рекламе. В рекламе распространялись страховые услуги без указания лица оказывающего услуги, являющейся существенной, и без наличия соответствующей лицензии у рекламораспространителя.

11 октября ООО «Формат Сити», ООО «СибДеГрупп» и индивидуальный предприниматель признаны нарушившими Закон о рекламе (ч. 7 ст. 5, ч. 7 ст. 7, п. 2 ч. 2, ч. 3, ч. 14 ст. 28) при распространении рекламы жилого комплекса  RETROcity, недвижимости, предлагаемой к приобретению в указанном жилом комплексе в кредит, услуги кредитования под залог недвижимости (ипотека) следующего содержания: «дом между прошлым и будущим», «RETROcity», «ипотека от 4%», сведения о лице, оказывающем услуги кредитования, о способе ознакомиться с подробными условиями кредитования приведены мелким нечитаемым шрифтом. На баннере рекламировалось приобретения жилья в ипотеку от 4%, однако подробные условия было указаны нечитаемым шрифтом, а также отсутствовали все существенные условия предлагаемых финансовых услуг, в том числе влияющих на их конечную стоимость для потребителя, в отсутствие лицензии на оказание рекламируемых услуг.

25 октября Томское УФАС России признало рекламу ООО «Ломбард Сундучок» ненадлежащей, нарушающей п. 20 ч. 3, ч. 7 ст. 5, ч. 7 ст. 7, ч. 13 ст. 28 Закона о рекламе. Общество рекламировало услуги по предоставлению денежных займов, выдаваемых под залог золота и техники. Вместе с тем, ООО «Ломбард «Сундучок» не является ломбардом, а также лицом, осуществляющим профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», на оказание которых требуется лицензия, в связи с чем в соответствии с требованиями законодательства о рекламе Общество не имеет право рекламировать такие услуги.

Оба общества привлечены к административной ответственности, каждому назначен штраф 50 000 руб.

30 ноября 2023 года Томское УФС России признало рекламу индивидуального предпринимателя ненадлежащей, нарушающей п. 2 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5.

 Реклама распространялась в салоне маршрутного автобуса с государственным регистрационным номером К686ТУ33 на рекламном стенде ООО «Рекламная Группа «Фиеста» следующего содержания: «Мои права. Юридический сервис. Банкротство* бесплатно. Акция. Детали акции уточняйте по телефону», (далее имеется текст, выполненный мелким серым нечитаемым шрифтом на белом фоне, установить содержание которого не представляется возможным), после нечитаемого текста указано следующее: «Спишем долги по денежным обязательствам через банкротство*. Кредиты. Кредитные карты. Займы. Долги по ЖКХ. Налоги. Условия уточняйте на бесплатной консультации. Пр. Фрунзе, 103, оф. 801. БЦ «Красное знамя (левое крыло) этаж 8. Вход рядом со столовой «Винегрет» 60-71-06» (далее в левом нижнем углу приведен нечитаемый текст мелким серым шрифтом на белом фоне, установить содержание которого не представляется возможным)

 

Недобросовестная реклама

Томское УФАС России признало рекламу ООО «Логомашина» ненадлежащей, нарушающей требования п. 4 ч. 2 ст. 5.

ФГАОУ ВО НИ ТПУ (ИНН:7018007264) стало известно, что хозяйствующий субъект-конкурент рекламирует свои образовательные услуги в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в социальной сети «ВКонтакте» (vk.com) (далее - социальная сеть «ВКонтакте») по адресу URL: https://vk.com/wall212998875_4616 следующее «Диплом Томского Политеха есть, но нормальной работы по профессии нет… Каждый 3-й выпускник сталкивается с подобной проблемой. А знаешь, почему? Да просто нормальные места по профилю уже заняты. Их берегут для “своих”. А что делать остальным? Либо перебиваться работой “куда возьмут”, либо реализовать свои навыки в альтернативной нише. Вернее в 1 из 3-х, которые востребованы в 2023 году. Плюс ко всему, они тебе знакомы и понятны – это графический, веб и UX/UI дизайн.

30 ноября 2023 года Томское УФС России признало рекламу индивидуального предпринимателя ненадлежащей, нарушающей п. 2 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5.

 

 

Реклама медицинских услуг

28 июня Томское УФАС России признало ненадлежащей рекламу медицинских услуг клиники “Ева и Адам”, распространяемой в салоне маршрутного автобуса. В рекламе отсутствовало обязательно предупреждение о наличии противопоказаний или консультации специалиста (ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе). По результатам рассмотрения дела ООО “Ева и Адам”, ООО “Лана”, ООО РГ “Фиеста” выданы предписания.

 

Реклама табака и алкогольной продукции

Дважды: 16 июня и 28 декабря 2023 реклама торгового объекта PAPA SMOKE VAPE SHOP признана ненадлежащей. Индивидуальный предприниматель рекламировал товары для курения.

 

13 июня выявлено нарушение по п. 8 ст. 7 Закона о рекламе в отношении индивидуального предпринимателя, по факту рекламы на рекламных плакатах, расположенных на двери и в окнах помещения по адресу г. Томск, ул. Матросова, 3, пом. 1009-1011 следующего содержания: «ПОКАЙФУ70 ВСЕ ДЛЯ КАЛЬЯНА с 12:00 Без выходных» .

Предпринимателю назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей 00 копеек.

Дважды: 16 июня и 28 декабря 2023 антимонопольный орган признал рекламу,  распространенную индивидуальным предпринимателем на рекламной конструкции, размещенной на наружной стене здания по адресу: г. Томск, ул. Усова, д. 19Б следующего содержания: «PAPA SMOKE VAPE SHOP Оригинальная продукция Лучшие цены в городе Огромный ассортимент Большой выбор жидкостей, одноразок, POD-систем пр-т Ленина 8 пр-т Ленина 85А пр-т Комсомольский 37Б ул. Усова 19 Б» ненадлежащей, нарушающей требования п. 1 ч. 3 ст. 5, п. 8 ст. 7 Закона о рекламе.

06 июля Комиссия Томского УФАС России признала рекламу ООО «Арт Партнер», размещенную на фасаде жилого дома по адресу: г. Томск, Иркутский тракт, 32 следующего содержания: «Большой ассортимент вин и шампанского Черноморские вина» ненадлежащей, нарушающей требования п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 21 Закона  о рекламе.

Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

5 июля Томское УФАС России выявило нарушение по п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе в отношении индивидуального предпринимателя по факту рекламы на фасаде жилого дома по адресу Иркутский тракт, д. 32 вблизи входа в магазин «За пивком» (на фасаде здания, в окнах магазина) следующего содержания: «За пивком свежее разливное», «Свежие напитки лимонад квас акции рыбка снеки колбаски акции фисташки арахис акции мясные чипсы сухарики акции за пивком свежее разливное», дополненная изображением кружки с пенным напитком.

6 сентября антимонопольный орган признал рекламу магазина табачной продукции «Dr.Vapor», расположенного по адресу: 634034, г. Томск, ул. Учебная, д. 50 следующего содержания: «Dr.Vapor эл.сигареты жидкости, комплектующие сервис тел: 93-45-65, WWW.DRVAPOR.RU» (на плакате также изображены графические образы головы мужчины, выдыхающего дым/пар, курительное устройство с надписью «vape») ненадлежащей, нарушающей п. 3 ч. 5 ст. 5, ч. 8 ст. 7 Закона о рекламе.

Также 6 сентября Комиссия Томского УФАС России признала рекламу магазина табачной продукции «Vape Store» на вывесках медиавывеске на фасаде и в окнах нежилого здания, расположенного по адресу: 634012, г. Томск, ул. Нахимова, д. 12, следующего содержания: «одноразки, жижки, флешки», «табак, vape, жижи», «открыто, электронные сигареты, табачная 2023-6817 5 продукция», распространенную индивидуальным предпринимателем в период с апреля 2023 года по 30 августа 2023 года ненадлежащей, нарушающей требования ч. 8 ст. 7 Закона о рекламе.

12 октября выявлено нарушение по ч. 6 ст. 5, п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе в отношении индивидуального предпринимателя по факту размещения рекламы магазина алкогольной продукции следующего содержания: «ХУ-ЙÁ — в переводе с китайского означает «клыки тигра» А ПИВО ТУТ...» на фасаде жилого дома по адресу: г. Томск, ул. Рабочая 1-я, д.6

Предпринимателю назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.

17 ноября 2023 года реклама «3 литра за 138 руб» с изображением пластиковой бутылки с желтой жидкостью на фоне с изображением желтой жидкости с пузырьками, признана ненадлежащей, нарушающей требования пункт 5 части 2, части 3 статьи 21Закона о рекламе.

Согласно пункту 16 информационного письма Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 указано, что информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

 

Реклама ритуальных услуг

12 мая Томское УФАС России признало ненадлежащей рекламу предпринимателей, распространяемую в г. Томске на транспортном средстве «Газель» следующего содержания: «Городской МОРГ ОКБ Ив. Черных 96 стр. 9 РИТУАЛЬНАЯ СЛУЖБА 22-33-98». Рассматриваемая реклама содержала текст «Ритуальная служба» и «Городской МОРГ ОКБ», что в совокупности создавала у потребителя ложное впечатление, что транспортное средство принадлежит городскому моргу ОКБ и что ритуальные услуги оказываются ритуальной службой, действующей при городском морге ОКБ. Тем самым реклама вводит потребителей в заблуждение. Предприниматели нарушили п. 2 ч. 3 ст. 5, п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Закон о рекламе. Нарушителям выдано 3 предписания.

Возбуждены дела об административном правонарушении.

Реклама интернет-провайдеров

В июне Томское УФАС России рассмотрело 3 дела в отношении индивидуальных предпринимателей - интернет-провайдеров «Telecomax» (слайд 13), «АНЛИМ Телеком» (слайд 14) и «Flynet Телеком». Они распространяли вводящую в заблуждение рекламу. Организации фактически не оказывали услуги по подключению интернета и телевидения, а являлись агентами других провайдеров.

В Управление поступило обращение гражданина с жалобой на рекламу указанных провайдеров в сервисе «2ГИС». Томич столкнулся с ситуацией, что при обращении к разным местным провайдерам, ему все равно предлагались услуги по подключению интернета от крупного интернетпровайдера «Ростелеком».

При рассмотрении обращения установлено, что «Telecomax», «АНЛИМ Телеком» и «Flynet Телеком» распространяют в сервисе «2ГИС» рекламу, в которой предлагают подключение домашнего интернета, кабельного и цифрового телевидения по выгодным ценам. Однако фактически указанные компании выступают только как агенты других интернет-провайдеров: «Ростелеком», «Мегафон», «Дом.ру», «ТрансТелеком».

Антимонопольный орган выявил, что у индивидуальных предпринимателей — владельцев компаний «Telecomax», «АНЛИМ Телеком» и «Flynet Телеком» отсутствует набор необходимых лицензий для фактического оказания услуг интернет-провайдеров. В силу Закона о рекламе не допускается реклама услуг, для оказания которых необходимо специальное разрешение или лицензия, в случае отсутствия таких разрешений/лицензий (п. 7 ст. 7 Закона о рекламе).

Кроме того, Комиссия пришла к выводу, что при просмотре рекламных объявлений у потребителя создается впечатление, что провайдерами, оказывающими рекламируемые услуги подключения к интернету и телевидению, непосредственное выступают «Telecomax», «АНЛИМ Телеком» и «Flynet Телеком». Таким образом, реклама не содержит существенной информации о продавце услуг и вводит потребителей в заблуждение относительно лица, оказывающего рекламируемые услуги (п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе).

Реклама на фасаде жилого дома

1 августа Томское УФАС России признало рекламу распространённую физическим лицом на фасаде пристройки к многоквартирному дому, расположенному по адресу: г. Томск, ул. Кулева, д. 3, в отсутствии необходимого разрешения органа местного самоуправления, следующего содержания: 1) «ТОМ-ЭЛЕКТРОН электронные компоненты, промышленная мебель, радиомонтажный инструмент, измерительные приборы и оборудование 701-800 ул. Учебная, 26 http://www.tomelectron.ru»; 2) «ТОМ-ЭЛЕКТРОН Реле, инструмент, соединители, источники питания, активные компоненты, измерительные приборы, пасивные компоненты, паяльное оборудование, коммутация, батарейки и аккумуляторы электронные компоненты и оборудование», ненадлежащей, нарушающей требования ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе.

Реклама на листовках

9 октября 2023 и 25 января 2024 Томское УФАС России признала ненадлежащей рекламу услуг по поверке приборов учёта воды, распространяемую посредством листовок-извещений, схожих по оформлению с квитанциями по оплате услуг ЖКХ. В ходе рассмотрения дела было установлено, что сведения о лице, распространяющем рекламные листовки, отсутствуют в реестре организаций, аккредитованных на право проведения поверки бытовых счётчиков воды. Также в рекламе отсутствовали сведения о лице, непосредственно оказывающем рекламируемые услуги, что может вводить потребителей в заблуждение. Тем самым ИП нарушил требования п. 20 ч. 3, ч.7 ст. 5, п. 7 ст. 7 Закона о рекламе.

Реклама БАДа

28 ноября 2023 года реклама ООО «Биолит» признана ненадлежащей. Общество рекламировало БАД прополисное масло «Актив», без соответствующе государственной регистрации.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 24 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880, биологически активные добавки к пище (БАД) подлежат государственной регистрации.

Возбуждено дело об административном правонарушении.

За прошедший период 2024 года Томским УФАС России рассмотрено 15 дел, 13 – реклама признана ненадлежащей, 2-прекращено, в связи с не подтверждением в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения

законодательства о рекламе и невозможностью установления лица, нарушившего законодательства о рекламе. Выдано 9 предписаний.

 

24 января 2024 года Томское УФАС России признало рекламу индивидуального предпринимателя ненадлежащей, нарушающей ч. 1 ст.  18. Предприниматель рекламировал услуги Сбербанка без предварительного согласия абонента.

30 января 2024 года реклама ООО «Служба дезинфекции» «Внимание! Уважаемые жильцы! С вашего дома поступило множество обращений с жалобой на тараканов, клопов, муравьев. Уведомляем о том, что приняты меры. В течении 10 суток будет проводиться коллективная санитарная обработка, для записи позвоните по телефону +7(923)-400- 65-12» признана ненадлежащей, нарушающей ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

Комиссия установила, что информация в рассматриваемой рекламе с указанием на то, что от жильцов дома поступило множество обращений с жалобой на тараканов, клопов, муравьев, является недостоверной. Объективного подтверждения указанной информации в материалы дела не представлено, заявитель — жилец дома по адресу: г. Томск, ул. Фёдора Лыткина, д. 12/1, а также председатель товарищества собственников жилья «Альянс» опровергли указанную информацию.

06 февраля 2024 реклама индивидуального предпринимателя признана ненадлежащей, нарушающей ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

Предприниматель распространял листовки с услугами реставрации ванн, вводя тем самым в заблуждение. Рассматриваемое рекламное объявление содержао такие формулировки, как «Уважаемый жильцы», «с 28 сентября по 12 октября 2023 г.», «в вашем доме будут проводиться плановые работы», «компания «Жилстрой», что создавало у потребителей-жильцов дома ассоциацию с объявлением ТСЖ, правлением или управляющей компании многоквартирного дома. Кроме того, из объявления можно сделать вывод о том, что требуется обязательное проведение работ по реставрации ванн, и из него не следует, что услуги оказывает хозяйствующий субъект на платной основе.

06 февраля 2024 года Томское УФАС России рассмотрело 6 дел в отношении физического лица. Нарушение выразилось в распространении рекламы в сети Интернет без пометки «Реклама», тем самым нарушило ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе. («Империя одежды и обуви. Новый завоз. Осенний весенний. Скидка 20 %. г. Колпашево (рядом магазин «Светофор»). 1-й км автодороги Колпашево-Тогур. График работы: 9.00-20.00. Без перерыва и без выходных. Огромный выбор взрослой и детской одежды. Одежда, обувь, нижнее белье, постельное белье. Спешите за покупками !!!».)

09 февраля реклама магазина табачной продукции распространенная индивидуальным предпринимателем следующего содержания: «Vape Station 21» по адресу г.Томск, ул. Елизаровых, 18 на внешней стене жилого дома, в котором расположен магазин, со стороны входа в магазин следующего содержания: «КАЛЬЯНЫ ТАБАК ВЕЙПШОП ЖИДКОСТИ», а также на внешней стене жилого дома с правой стороны от входа в магазин следующего содержания: «Vape Station 21 Табак для кальяна Электронные сигареты Жидкости» признана ненадлежащей, нарушающей ч. 8 ст. 7.

14 февраля 2024 Томское УФАС признало рекламу индивидуального предпринимателя ненадлежащей, нарушающей ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе.

Предприниматель рекламировал алкогольную продукцию (пиво) без предупреждения о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

19 февраля 2024 реклама ООО «Центр займов Сибирь» признана ненадлежащей, нарушающей ч. 7 ст. 5, ч. 13 ст. 28. Общество рекламировало финансовые услуги в отсутствии разрешения на их оказание населению. Кроме того, реклама содержала недостоверную информацию о возможности получения займов у рекламодателя, чем вводило потребителей в заблуждение.

В настоящее время большинство выявленных нарушений устранены либо в добровольном порядке при рассмотрении дела, либо по результатам выданных предписаний.

В ближайшее время Управлением будет решен вопрос о привлечении лиц, в действиях которых установлены признаки нарушения законодательства о рекламе, к административной ответственности.

В судах сейчас 8 дел об обжаловании наших решений и предписаний по рекламе. В нашу пользу завершилось рассмотрение по заявлению ООО МКК "Легкие Деньги Сибирь".

Наверх