Доклад по контролю органов власти
29 февраля 2024, 17:00
Тип документа:
Доклады
      1. Статья 15 Закона о защите конкуренции (запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов власти и местного самоуправления).

        В 2023 году Томским УФАС России выдано 23 предупреждения, из них исполнено 13, находятся в стадии исполнения 5 и возбуждено 5 дел по результатам неисполнения предупреждений.

        В 2024 году выдано 2 предупреждения, которые находятся на стадии исполнения.

        В 2023 году и истекшем периоде 2024 года рассмотрено 5 дел о нарушении антимонопольного законодательства при передаче муниципального имущества, подлежащего передаче в соответствии с законодательством о концессионных соглашениях, установлены нарушения ст. 15 Закона о защите конкуренции Администрацией Воронинского сельского поселения, Администрацией Малиновского сельское поселение, Администрацией Моряковского сельского поселения, Администрацией Побединского сельского поселения, Администрацией Итатского сельского поселения. Нарушения выразились в передаче муниципального имущества – объектов недвижимости системы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в пользование хозяйствующим субъектам в нарушение требований законодательства о концессионных соглашениях и без проведения конкурентных процедур.

        В стадии рассмотрения находится дело в отношении Межрегионального территориальное управление Росимущества в Кемеровской и Томской областях по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившимся в заключении договора подряда с целью удовлетворения нужды Межрегионального территориального управления Росимущества, без соблюдения требований Закона о контрактной системе.

        Стоит отметить, что предупреждение не исполнено, в связи с чем Управлением возбуждено и находится дело по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции в отношении Межрегионального территориального управления Росимущества в Кемеровской и Томской областях.

        Среди типичных нарушений можно отметить:

- нарушения антимонопольного законодательства при передаче муниципального имущества, подлежащего передаче в соответствии с законодательством о концессионных соглашениях;

- ограничение конкуренции при организации похоронного дела путем наделения хозяйствующих субъектов исключительными полномочиями органов местного самоуправления в сфере содержании мест захоронения;

- предоставление преимуществ хозяйствующим субъектам на рынке оказания ритуальных услуг;

- ограничение конкуренции путем включения в Положения о закупках товаров, работ, услуг права осуществления закупки на оказание услуг по организации питания обучающихся у единственного поставщика. При осуществлении закупки у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие, что применение конкурентных процедур либо является неэффективным, либо лишает заказчика планируемого результата закупки. В ином случае выбор заказчиком неконкурентного способа закупки содержит признаки злоупотребления правом, намеренного уклонения от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок;

- дробление закупок при заключении контрактов с единственным поставщиком без торгов и по результатам торгов на короткий период времени.


 

2 предупреждения выдано Департаменту транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области за:

- предоставление права ООО «Авто-эксперт» оказания услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств на территории Томского района и города Томска без проведения торгов (аукциона на понижение цены), и в отсутствие заключенного договора содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Исполнено.

- Департаментом в Приказе от 25.12.2017 № 53-ОД «О мерах по реализации Закона Томской области от 19 июня 2012 года № 94-ОЗ «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств на территории Томской области» (далее - Приказ) установлен срок заключения договора по результатам закупки, не учитывающий закрепленную в Законе о защите конкуренции процедуру административного контроля со стороны антимонопольного органа, что фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки. Указанный не должен вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а, напротив, должен обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов. Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.


 

Департаменту архитектуры и строительства Томской области по части 1 статьи 15, пункту 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.) .

Длительное бездействие Департамента архитектуры и строительства Томской области по утверждению порядка проведения отбора организаций по проведению проверки сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт которых финансируется полностью или частично за счет средств областного бюджета (в том числе в виде межбюджетных трансфертов) в отношении объектов капитального и текущего ремонта и иных объектов, в отношении которых государственная экспертиза проектной документации в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ не проводится, создает административный барьер для доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок по проведению проверки сметной стоимости указанных объектов строительства, создает для лиц, которым требуется проведение проверка сметной стоимость указанных объектов капительного строительства ограничение в выборе хозяйствующих субъектов, оказывающих такие услуги, а также предоставляет преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующему субъекту (ООО «ТЦЦС»), отобранному для реализации приказа Департамента строительства и архитектуры Томской области от 29.03.2010 № 54 «Об утверждении порядка проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство (реконструкция) которых финансируется полностью или частично за счет средств областного бюджета»).


 

Департамент здравоохранения Томской области частей 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Действия Департамента здравоохранения Томской области, выразившиеся во включении пункта 2.4.2. Устава областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Патологоанатомическое бюро» в качестве неосновного вида деятельности «организация похорон и представление связанных с ними услуг», приводят или могут привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг, поскольку обеспечивают доступ на рынок оказания ритуальных услуг областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Патологоанатомическое бюро», которое в соответствии с действующим законодательством не имеет права оказывать такие услуги, что может поставить иные хозяйствующие субъекты на указанном товарном рынке в неравное положение по сравнению с областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Патологоанатомическое бюро».

 

Интересное дело возбуждено по ч. 1, п. 8 ч. 1 ст. 15 №135-ФЗ в отношении Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Томской области по факту распределения объемов оказания мед помощи без учета критериев установленых п. 11 Приказа 108Н, что приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе создает дискриминационные условия.

В настоящее время рассмотрение дела приостановлено в связи с рассмотрением Арбитражным судом Томской области дела по аналогичным обстоятельствам.

 

      1. Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона о защите конкуренции)

В 2024 году Томским УФАС России прекращено рассмотрение дела по факту заключения антиконкурентного соглашения между органами власти и хозяйствующими субъектами на рынке пассажирских перевозок в Колпашевском городском поселение.

Напомню, дело было возбуждено в отношении Администрации Колпашевского городского поселения и ООО «Перевозчик» по признакам нарушения п.4 ст.16 Закона №135-ФЗ, которые были выражены в следующем: выбор в качестве получателя бюджетной инвестиции ООО «Перевозчик», не осуществляющего на момент принятия решения о предоставлении инвестиции деятельность на товарном рынке оказания услуг по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования «Колпашевское городское поселение», при наличии на данном товарном рынке иных участников; неосуществление контроля за соблюдением Обществом с ограниченной ответственностью «Перевозчик» цели предоставленных инвестиций при приобретении транспортных средств, а также способа закупки юридическим лицом транспортных средств, непринятие в дальнейшем мер к ООО «Перевозчик» в соответствии с заключенными контрактами в связи с ненадлежащим оказанием услуг по перевозке пассажиров.

Томское УФАС России по результатам рассмотрения дела пришло к выводу о том, что односторонние действия Администрации Колпашевского городского поселения по созданию ООО «Перевозчик» преимуществ на товарном рынке осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования «Колпашевское городское поселение» не свидетельствуют о наличии сговора с ООО «Перевозчик». Между тем, указанные действия Администрации Колпашевского городского поселения содержат признаки нарушения требований ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, по результатам рассмотрения дела в действиях Администрации Колпашевского городского поселения установлено наличие признаков нарушения ст. 15 Закона о защите конкуренции, в связи с чем антимонопольным органом выдано два предупреждения Администрации Колпашевского городского поселения с целью пресечения действий/бездействий, выразившихся в:

- заключении договоров с единственным поставщиком (ООО «Перевозчик») в отсутствии лимитов на заключение договоров без проведения конкурентных процедур, что создает условия возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции;

- бездействии Администрации Колпашевского городского поселения, в части отсутствия должного контроля за проведением конкурентных процедур при исполнении бюджетной инвестиции ООО «Перевозчик», которому фактически переданы полномочия по распоряжению средствами, а также в непроведении конкурентных процедур Администрацией Колпашевского городского поселения;

- бездействии Администрации Колпашевского городского поселения по контролю закупочной деятельности ООО «Перевозчик», в результате которого ООО «Перевозчик» предоставлено право осуществлять закупки с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без проведения конкурентных процедур, независимо от наличия конкурентного рынка, что, в свою очередь, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции;

- отсутствии надлежащего контроля со стороны АКГП за действиями ООО «Перевозчик» при реализации денежных средств (бюджетной инвестиции), что может привести к представлению преимуществ хозяйствующему субъекту, выразившихся в использовании бюджетной инвестиции не в соответствии с заявленной целью ее выдачи.

Наверх