Нарушение субъектами естественных монополий правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения)
Одним из ключевых показателей здорового инвестиционного климата любого региона нашей страны является доступность энергетической инфраструктуры.
В связи с этим приоритетным направлением деятельности Томского УФАС России является контроль в сфере электроэнергетики.
Антимонопольный контроль охватывает следующие сферы электроэнергетики:
- производство электрической энергии;
- передача электрической энергии;
- технологическое присоединение к электрическим сетям;
- поставка электрической энергии потребителям.
Количественный анализ жалоб, поступающих в Томское УФАС России, показывает, что лидирующее количество нарушений фиксируется на рынке технологического присоединения к электрическим сетям.
Порядок технологического присоединения, а также недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, регламентирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила №861).
Наиболее распространенными нарушениями электросетевыми компаниями Правил технологического присоединения, с которыми сталкивается Управление в своей повседневной работе, являются:
- нарушение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению;
- нарушение порядка переоформления (восстановления) документов, подтверждающих технологическое присоединение к электрическим сетям.
- несвоевременное размещение уведомлений об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям
Основной негативный эффект нарушения электросетевыми Правила №861 заключается в несвоевременном получении потребителями электроэнергии, что приводит к таким последствиям, как:
- необоснованный экономический ущерб, вызванный простоем оборудования, либо использованием альтернативных источников питания;
- невыполнение заключенных договоров и государственных контрактов приводит к дополнительным экономическим потерям, снижению деловой репутации и риску внесения в реестр недобросовестных поставщиков;
- отсутствие возможности граждан и застройщиков ввести в эксплуатацию
дома.
Ответственность за нарушение Правила №861 предусмотрена статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП нарушение субъектом естественной монополии Правила №861 влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 10 тыс. рублей до 40 тыс. рублей;
- на юридических лиц – от 100 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП, за повторное совершение данного административного правонарушения предусмотрен штраф:
- на должностных лиц в размере от 40 тыс. рублей до 50 тыс. рублей либо дисквалификация на срок до трех лет;
- на юридических лиц – от 600 тыс. рублей до 1 млн рублей.
Статистические данные о проделанной Томское УФАС России работе по контролю за соблюдением Правил технологического присоединения за прошедший период 2023 года:
- поступило 50 обращений юридических лиц и граждан о нарушении электросетевыми компаниями и собственника объектов электросетевого хозяйства Правила №861;
- возбуждено 43 дел об административных правонарушениях;
- вынесено 65 постановлений (с учетом возбужденных административных дел за предыдущий год), из них 40 постановлений о наложении штрафов на общую сумму 9 400 000 рублей (оплачено постановлений на общую сумму 8 500 000 рублей);
- выдано 17 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которые все исполнены в установленный срок.
При рассмотрении заявлений и административных дел о нарушении Правила №861 по-прежнему встречаются следующие проблемы:
В заявлении отражены не все сведения, необходимые для возбуждения дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, например о расположении энергопринимающего устройства заявителя, на присоединение которого подана заявка на заключение договора об осуществлении технологического присоединения, реквизиты договора, сведения о лице в отношении которого подано заявление.
Кроме того, физические лица несвоевременно направляют в адрес сетевой организации уведомление о готовности со совей стороны осуществить мероприятия по технологическому присоединению, что также приводит к затягиванию сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
Чаще всего заявления подаются в отношении сетевых организаций в связи с нарушением 6-ти месячного срока осуществления технологического присоединения.
При этом, неосуществление, например, мероприятий технологического присоединения в 6-ти месячный срок, установленный пунктом 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, не является длящимся административным правонарушением. Срок давности такого правонарушения должен исчисляться с момента истечения срока, установленного для осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
Данная позиция изложена также в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ». В данном документе разъяснено, что невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная обязанность не была выполнена к определённому сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Соответственно привлечение к административной ответственности допустимо в течение года после истечения установленного договором срока осуществления технологического присоединения.
Между тем, в Управление в течение года поступали заявления в отношении сетевых организаций в связи с нарушением 6-ти месячного срока осуществления технологического присоединения, однако производство по делу об административном правонарушении не могло быть возбуждено в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Чаще всего при рассмотрении дел об административных правонарушениях, возбужденных по ст. 9.21 КоАП РФ, в качестве существенного обстоятельства, влияющего на длительность и задержку в исполнении сетевой организацией своих обязательств по договору технологического присоединения, является длительность сроков проектирования и согласования проектных решений, определения подрядчика для выполнения работ по разработке (сроки торгово-закупочных процедур) проектов планировки и межевания территорий, получением заключений исполнительных органов власти.
Указанные обстоятельства происходят из-за несвоевременных действий сетевых компаний по организации процедур, предусмотренных правилами технологического присоединения. Однако данные обстоятельства не исключают наличие состава административного правонарушения.