«Особенности применения и изменения в законодательстве о рекламе»
31 августа 2023, 18:00
Тип документа:
Доклады

Доклад на тему:

«Особенности применения и изменения в законодательстве о рекламе»

За прошедший период первого полугодия 2023 года Томское УФАС России рассмотрело 36 дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, выдало 28 предписаний.

2 дела прекращено, в связи с не подтверждением в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства о рекламе и невозможностью установления лица, нарушившего законодательства о рекламе.

Сейчас в производстве 12 дел по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Дел об административных правонарушениях рассмотрено 24. Сумма назначенных штрафов составила 1 409 тыс. руб. Оплачено 878 тыс. руб.

 

Подробнее о рассмотренных делах.

 

Самым частым нарушением закона о рекламе, на которое жалуются жители Томской области традиционно остается - спам-реклама по телефону, смс и электронной почте в отсутствие согласия абонента.

В настоящее время Управлением рассмотрено 15 дел.

 

СЛАЙД

Согласно ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе запрещается Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Кроме того, часто такая реклама содержит признаки иных нарушений требований закона о рекламе.

 

5 апреля ООО «Групп Финанс» признано нарушившим ч.1 ст.18, п.2 ч.3, ч.7 ст.5 Закона о рекламе. Компания рекламировала посредством телефонных звонков и смс-сообщений услуги по оформлению и доставке пластиковых карт. Однако, такая реклама ввела потребителя в заблуждение относительно рекламируемых услуг, поскольку у абонента создалась видимость, что ему предлагаются финансовые услуги, на осуществление которых у ООО «Групп Финанс» нет лицензии. Кроме того, реклама распространялась в отсутствии согласия абонента на получение рекламы.

 

СЛАЙД

5 мая антимонопольный орган рассмотрел дело в отношении ООО РНКО «Платежный центр». Общество распространяло посредством смссообщений рекламу приложения «KoronaPay» без предварительного согласия абонента. По результатам рассмотрения дела выдано 5 предписаний хозяйствующим субъектам-рекламораспространителям: ООО РНКО «Платежный центр», ООО «Севен Технолоджи», ПАО «МТС», ООО «Стрим», ЗАО «Биллинговый центр».

Часто такую рекламу распространяют финансовые и кредитные организации, и помимо нарушения, выраженного в распространении рекламы без согласия абонента, мы выявляем нарушений требований к рекламе финансовых услуг.

СЛАЙД

 

Так, в поле зрения попали ПАО «Совкомбанк», ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк", иные организации и предприниматели, выступающие агентами банков.

Самый крупный штраф за спам рекламу финансовых услуг составил 350 000 руб. (ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк"). Общество оплатило штраф.

 

СЛАЙД 4 Борьба со спам-рекламой

 

Частым нарушением является ненадлежащая реклама финансовых услуг.

Рассмотрено Управлением 9 дел по признакам распространения ненадлежащей рекламы финансовых услуг (услуг по предоставлению займа, страховых услуг, кредитования (ипотека), страховых услуг.

СЛАЙД 2

12.01.2023 вынесено решение по делу №070/05/28-703/2022 о признании ненадлежащей, нарушающей требования п. 4, п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 7, ч.11 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2, ч. 3, ч. 7, ч. 13 ст. 28 Закона о рекламе рекламы, распространяемой АО СЗ "Михайловский парк-квартал".

Реклама финансовых услуг (ипотека) распространялась лицом, не являющимся кредитной организацией и не оказывающем рекламируемые услуги, кроме того, содержала недостоверные сведения о размере процентной ставки, предлагаемой банками-партнерами. Текст рекламы приведен на английском языке в отсутствии перевода на русский язык. Кроме того, в рекламе не приведены все условия предоставления кредита (ипотека), влияющие на сумму расходов потребителя. Также рекламодателем нарушены требования Закона о рекламе, предъявляемые к рекламе, связанной с привлечением денежный средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. Предписание по делу не выдавалось, нарушение Закона о рекламе устранено.

СЛАЙД

17 мая Томское УФАС России признало ненадлежащей рекламу жилого комплекса Salt Park, размещенную на щите рядом с торговым центром «999».  ООО "Формат Сити", ООО "Томский Специализированный застройщик» признаны нарушившими ч.7 ст.5, п.7 ст.7, ч.1, п.2 ч.2, ч.3, ч.14 ст.28 Закона о рекламе. На баннере рекламировалось приобретения жилья в ипотеку под 1%, однако подробные условия было указаны нечитаемым шрифтом, а также отсутствовали все существенные условия предлагаемых финансовых услуг.

СЛАЙД

В понедельник 28 августа рассмотрены 2 дела по факту распространения рекламы страховых услуг с нарушением ЗОР.

Страховые услуги рекламировались организацией, не имеющей лицензии на оказание таких услуг, кроме того, в рекламе отсутствовала важная информация о лице, которое оказывает данный вид рекламируемых финансовых услуг.

СЛАЙД

Аналогично на слайде представлен рекламный баннер, на котором рекламируется в то числе услуги по предоставлению ипотеки и рассрочки, не указано лицо, которое предоставляет финансовые услуги, что является обязательным в силу п. 7 ст. 7, ч. 14 ст. 28 ЗОР.

 

СЛАЙД

Стали поступать заявления о незаконной рекламе табака и магазина табачной продукции, вейп-шопов, алкогольной продукции.

В настоящее время Управлением рассмотрено 5 дел.

 

В действующем законодательстве о рекламе предусмотрены следующие запреты:

- в рекламе не допускается демонстрация процессов курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, в том числе с использованием устройств для потребления никотинсодержащей продукции, и потребления алкогольной продукции (п. 3 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе).

- не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов; (п. 8 ст. 7 Закона о рекламе).

Кроме того, ст. 21 Закона о рекламе предусмотрены специальные требования к рекламе алкогольной продукции.

 

К содержанию рекламы

Реклама алкогольной продукции не должна:

1) содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;

2) осуждать воздержание от употребления алкогольной продукции;

3) содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека, в том числе информацию о наличии в алкогольной продукции биологически активных добавок, витаминов;

4) содержать упоминание о том, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды;

5) обращаться к несовершеннолетним;

6) использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).

 

Реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

 

Не допускается реклама о проведении стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции, за исключением специализированных стимулирующих мероприятий, проводимых в целях реализации алкогольной продукции.

К размещению рекламы

Реклама алкогольной продукции не должна размещаться:

1) в периодических печатных изданиях, за исключением рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также вина, крепленого вина и игристого вина, произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, которая не должна размещаться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;

2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;

3) в телепрограммах и радиопрограммах (за исключением случаев, предусмотренных частями 7 и 8 настоящей статьи), при кино- и видеообслуживании;

4) на всех видах транспортных средств общего пользования и с их использованием, а также снаружи и внутри зданий, сооружений, обеспечивающих функционирование транспортных средств общего пользования, за исключением мест, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции;

5) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;

6) в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;

7) в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи;

8) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

 

Реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина, крепленого вина и игристого вина, произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания, а также на специализированных ярмарках винодельческой продукции (специализированный раздел ярмарки пищевой промышленности и сопутствующих товаров).

 

Допускаются размещение, распространение рекламы вина, крепленого вина и игристого вина, произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, в телепрограммах и в радиопрограммах (за исключением трансляции в прямом эфире или в записи детско-юношеских спортивных соревнований) с 23 до 7 часов местного времени.

 

 

СЛАЙД

Выявлено нарушение по п. 8 ст. 7 Закона о рекламе в отношении ООО «Консор», распространяющего рекламу магазина табака, электронных сигарет и курительных принадлежностей в г. Асино. Законом о рекламе установлен безусловный запрет на рекламу кальянов, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотиносодержащей продукции.

СЛАЙД

13 июня выявлено нарушение по п. 8 ст. 7 Закона о рекламе в отношении индивидуального предпринимателя, по факту рекламы на рекламных плакатах, расположенных на двери и в окнах помещения по адресу г. Томск, ул. Матросова, 3, пом. 1009-1011 следующего содержания: «ПОКАЙФУ70 ВСЕ ДЛЯ КАЛЬЯНА с 12:00 Без выходных» .

СЛАЙД

16 июня антимонопольный орган признал рекламу,  распространенную индивидуальным предпринимателем на рекламной конструкции, размещенной на наружной стене здания по адресу: г. Томск, ул. Усова, д. 19Б следующего содержания: «PAPA SMOKE VAPE SHOP Оригинальная продукция Лучшие цены в городе Огромный ассортимент Большой выбор жидкостей, одноразок, POD-систем пр-т Ленина 8 пр-т Ленина 85А пр-т Комсомольский 37Б ул. Усова 19 Б» ненадлежащей, нарушающей требования п. 1 ч. 3 ст. 5, п. 8 ст. 7 Закона о рекламе.

СЛАЙД

06 июля Комиссия Томского УФАС России признала рекламу ООО «Арт Партнер», размещенную на фасаде жилого дома по адресу: г. Томск, Иркутский тракт, 32 следующего содержания: «Большой ассортимент вин и шампанского Черноморские вина» ненадлежащей, нарушающей требования п.

 5 ч. 2, ч. 3 ст. 21 Закона  о рекламе.

СЛАЙД

Реклама медицинских услуг

 

Ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе: Реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

 

1. Реклама лекарственных средств не должна:

1) обращаться к несовершеннолетним;

2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;

3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;

4) создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;

5) содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;

6) способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования;

7) создавать впечатление ненужности обращения к врачу;

8) гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий;

9) представлять объект рекламирования в качестве биологически активной добавки и пищевой добавки или иного не являющегося лекарственным средством товара;

10) содержать утверждения о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением.

 

 

Реклама медицинских услуг

28 июня Томское УФАС России признало ненадлежащей рекламу медицинских услуг клиники “Ева и Адам”(слайд 8), распространяемой в салоне маршрутного автобуса. В рекламе отсутствовало обязательно предупреждение о наличии противопоказаний или консультации специалиста (ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе). По результатам рассмотрения дела ООО “Ева и Адам”, ООО “Лана”, ООО РГ “Фиеста” выданы предписания.

 

Статья 25. Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания

 

1. Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна:

1) создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;

2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;

3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок;

4) побуждать к отказу от здорового питания;

5) создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.

1.1. Реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. В данной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

2. Реклама продуктов, предназначенных для использования в качестве заменителей женского молока, и продуктов, включенных в рацион ребенка в течение его первого года жизни, должна содержать утверждение о преимуществах грудного вскармливания детей, сведения о возрастных ограничениях применения таких продуктов и предупреждение о необходимости консультаций специалистов.

 

 

СЛАЙД Реклама ритуальных услуг на транспортном средстве:

 

Статья 20

1. Размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство.

2. Использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций, в том числе переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, в результате которого транспортные средства полностью или частично утратили функции, для выполнения которых они были предназначены, переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара, запрещается.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ)

3. Запрещается размещение рекламы на транспортных средствах:

1) специальных и оперативных служб с предусмотренной требованиями технического регламента определенной цветографической окраской;

2) оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;

3) федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которых расположены по диагонали белые полосы на синем фоне;

4) предназначенных для перевозки опасных грузов.

4. Размещение на транспортных средствах отличительных знаков, указывающих на их принадлежность каким-либо лицам, не является рекламой.

5. Реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.

6. Распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, не допускается.

 

Реклама ритуальных услуг на транспортном средстве:

12 мая Томское УФАС России признало ненадлежащей рекламу предпринимателей, распространяемую в г. Томске на транспортном средстве «Газель» следующего содержания: «Городской МОРГ ОКБ Ив. Черных 96 стр. 9 РИТУАЛЬНАЯ СЛУЖБА 22-33-98». Рассматриваемая реклама содержала текст «Ритуальная служба» и «Городской МОРГ ОКБ», что в совокупности создавала у потребителя ложное впечатление, что транспортное средство принадлежит городскому моргу ОКБ и что ритуальные услуги оказываются ритуальной службой, действующей при городском морге ОКБ. Тем самым реклама вводит потребителей в заблуждение. Предприниматели нарушили п. 2 ч. 3 ст. 5, п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Закон о рекламе. Нарушителям выдано 3 предписания.

 

СЛАЙД 4

Реклама интернет-провайдеров

В июне Томское УФАС России рассмотрело 3 дела в в отношении индивидуальных предпринимателей - интернет-провайдеров «Telecomax» (слайд 13), «АНЛИМ Телеком» (слайд 14) и «Flynet Телеком». Они распространяли вводящую в заблуждение рекламу. Организации фактически не оказывали услуги по подключению интернета и телевидения, а являлись агентами других провайдеров.

В Управление поступило обращение гражданина с жалобой на рекламу указанных провайдеров в сервисе «2ГИС». Томич столкнулся с ситуацией, что при обращении к разным местным провайдерам, ему все равно предлагались услуги по подключению интернета от крупного интернетпровайдера «Ростелеком».

При рассмотрении обращения установлено, что «Telecomax», «АНЛИМ Телеком» и «Flynet Телеком» распространяют в сервисе «2ГИС» рекламу, в которой предлагают подключение домашнего интернета, кабельного и цифрового телевидения по выгодным ценам. Однако фактически указанные компании выступают только как агенты других интернет-провайдеров: «Ростелеком», «Мегафон», «Дом.ру», «ТрансТелеком».

Антимонопольный орган выявил, что у индивидуальных предпринимателей — владельцев компаний «Telecomax», «АНЛИМ Телеком» и «Flynet Телеком» отсутствует набор необходимых лицензий для фактического оказания услуг интернет-провайдеров. В силу Закона о рекламе не допускается реклама услуг, для оказания которых необходимо специальное разрешение или лицензия, в случае отсутствия таких разрешений/лицензий (п. 7 ст. 7 Закона о рекламе).

Кроме того, Комиссия пришла к выводу, что при просмотре рекламных объявлений у потребителя создается впечатление, что провайдерами, оказывающими рекламируемые услуги подключения к интернету и телевидению, непосредственное выступают «Telecomax», «АНЛИМ Телеком» и «Flynet Телеком». Таким образом, реклама не содержит существенной информации о продавце услуг и вводит потребителей в заблуждение относительно лица, оказывающего рекламируемые услуги (п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе).

 

СЛАЙД

 

Реклама ООО «Том-электрон» признана распространенной с нарушением законодательства, поскольку размещена в отсутствии размещена в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Напоминаем, что наружная реклама должна размещаться на основании разрешения уполномоченного органа и по согласию с собственником земельного участка, здания, иного недвижимого имущества.

В настоящее время большинство выявленных нарушений устранены либо в добровольном порядке при рассмотрении дела, либо по результатам выданных предписаний.

В ближайшее время Управлением будет решен вопрос о привлечении лиц, в действиях которых установлены признаки нарушения законодательства о рекламе, к административной ответственности.

 

 

Наверх