Возможно ли внесение изменений в государственный контракт в части приведения его положений в соответствие с новыми нормативно-правовыми актами, если при размещении извещения о проведении закупки вступление в силу указанных изменений не были учтены?

28 июня 2018, 15:30

В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон 44-ФЗ) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч.1 ст.1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

На основании п.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Кроме того, п.2 ст.4 ГК РФ предусмотрено, что по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со ст.422 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.п.1, 2 ст.422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Таким образом, действие закона, в том числе Закона 44-ФЗ, имеет обратную силу только в случаях, прямо предусмотренных законом.

В соответствии с ч.1 ст.34 Закона 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Обращаем Ваше внимание на то, что в силу с ч.2 ст.34 Закона 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.34 и ст.95 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного следует, что в случае, если извещение об осуществлении закупки и (или) документация о закупке размещены на Официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок (далее – Официальный сайт) после вступления в силу изменений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и не соответствуют принятым изменениям, Заказчику необходимо привести указанные извещение и (или) документацию о проведении закупки в соответствие с законодательством о контрактной системе, действующим на момент размещения таких извещения и (или) документации.

Таким образом, при приведении в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке Заказчик вносит соответствующие изменения и в проект контракта.

Обращаем Ваше внимание, что утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Кроме того, изменение условий контракта, в случае если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также, если такое изменение условий контракта привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч.ч.4, 5 ст.7.32 КоАП РФ.

Вместе с тем, обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» и Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 23.07.2015 №649/15 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы», Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов не наделено.

Наверх